Бывает ли кошерная. Что такое Кошерный (Кошерная Еда)

Кошерную пищу можно купить в магазине

Кошерная еда или пища означает любую еду, дозволенную к употреблению в соответствии с религиозными законами иудаизма — Кашруту. Законы Кашрута четко закреплены в Торе и Талмуде (Устная Тора).

Правила кошерной еды

Еврейское слово “кашер”, которое мы привыкли произносить как “кошер”, означает “пригодный”. В отношении пищи эти законы весьма сложны, однако, если говорить коротко, в соответствии с ними полностью запрещено употребление в пищу определенных видов продуктов, например таких как свинина и моллюски. На продукты другие накладывается ряд ограничений, самое важное из которых заключается в том, что мясные и молочные продукты нельзя готовить вместе и употреблять за один прием пищи.

Это автоматически исключает из кошерной пищи западный фаст-фуд, например чизбургеры и пицца с мясной начинкой. В дополнение к этому, в шабат запрещено зажигать огонь, так что в этот период допускается есть только холодные или приготовленные на медленном огне блюда. При всем этом, благодаря светскому укладу жизни большей части населения Израиля, здесь можно найти еду на любой вкус, а многие рестораны предлагают некошерное меню в зависимости от региона. Законы кошера обычно не распространяются на арабские регионы Израиля (если только ресторан не старается угодить запросам смешанной аудитории), однако здесь соблюдается халяль (мусульманский аналог кошера).

К кошерной пище предъявляются совершенно конкретные правила:

  • В пищу разрешено только мясо животных, являющихся одновременно жвачными (строго травоядных) и парнокопытными (имеющих раздвоенные копыта). Строго запрещено употребление в пищу свинины и зайчатины. Также прописаны конкретные правила забоя кошерных животных — шхита. Забой должен проводить специально обученный человек — шойхет.
  • Что касается мяса птицы — тут Тора не даёт каких-то конкретных признаков кошерных птиц. Она просто перечисляет список трейфных птиц. Среди них такие, как орёл, сова, пеликан. Однако основная черта запрещенных видов в том, что это хищные птицы.
  • Кошерные яйца могут быть только от кошерных птиц. Одним из главных признаков — разные концы (острый и тупой). Также запрещено употреблять кровь, поэтому яйца со сгустками крови считаются некошерными (однако часто просто вырезается часть со сгустком).
  • Кошерной рыбой считается та, у которой есть чешуя и плавники. Поэтому, например сом и осётр запрещены к употреблению (не имеют чешуи). Икра некошерных рыб также запрещена.

Кошерное питание в самолете

Кошерное питание в самолетах предлагают многие авиакомпании совершающие перелеты в Израиль, в том числе и российские, например Аэрофлот. По стандартам Международной ассоциации воздушного транспорта на регулярных рейсах пассажиру может быть предоставлено спецпитание KSML (Kosher Meal) – обед, приготовленный с соблюдением законов кашрута. Все рационы в обязательном порядке проходят согласование с руководством Федерации Еврейских общин России, Московской еврейской общины и лично Главным Раввином России г-ном Берлом Лазаром. Каждый рацион комплектуется сертификатом кошерности. На упаковке обязательно присутствуют печати и отметки соответствия уровню кашрута. Для тех кто соблюдает кашрут, обед на борту подадут без свинины и сочетаний мясное-молочное.

Какие российские авиакомпании предоставляют кошерное питание:

  1. Аэрофлот — предоставляет кошерное питание на борту бесплатно, заказ нужно сделать за 36 часов до вылета.
  2. S7 — достаточно сложно заказать (в кассе, либо по специальному телефону), кошерное питание на борту обойдётся в дополнительные 500 руб.
  3. Трансаэро — предоставляет (или предоставляли, поскольку компания под угрозой банкротства) кошерное питание бесплатно.

А если вы, например, летите компанией El-Al — то вся еда на борту будет кошерной по-умолчанию.

Кошерное питание в самолете имеет ряд особенностей. Например, такая еда обычно закупается авиаперевозчиком в специальных организациях. А ланчбокс с кошерной едой имеет специальный замок, который может открыть только пассажир на борту, удостоверившись тем самым в кошерности продуктов.

Кошерное меню в ресторанах и отелях


Многие израильские отели предлагают кошерную еду. Готовьтесь к тому, что на завтрак вам подадут молочные продукты, а на обед и ужин не видать вам ни молока для кофе, ни масла, чтобы намазать на хлеб (однако часто встречаются соевые заменители молока и спреды). Большинство крупных супермаркетов продают только кошерную продукцию, однако в последние годы появляется все больше и больше некошерных супермаркетов и универсамов, отчасти благодаря огромному количеству нерелигиозных евреев, переехавших в Израиль из стран бывшего СССР.

С ресторанами ситуация несколько более сложная: в Тель-Авиве меньше кошерных ресторанов, чем в более религиозных городах, таких как Иерусалим. В Иерусалиме, напротив, кошерные кафе и рестораны встречаются гораздо чаще. Помните, что рестораны, продолжающие работать в шабат, не могут получить сертификацию кошерности, так что некоторые рестораны, не обладающие сертификацией кошерности, все равно могут предлагать кошерную еду. Так что в случае сомнений не нужно ничего домысливать – достаточно просто спросить. Если ресторан кошерный, значит, подавать там будут либо только пищу на основе молочной продукции, либо только мясные блюда. Рестораны, предлагающие молочную продукцию, подходят для туристов-вегетарианцев, однако, скорее всего, некоторые блюда в них будут содержать рыбу и яйца.

Кошерный фастфуд


Для правоверных иудеев и туристов предусмотрены кошерные рестораны сети Макдоналдс. Обратите внимание, что большинство ресторанов этой сети все же относятся к некошерным, так что уточняйте до того, как сделаете заказ. Большинство ресторанов сети Бургер Кинг в Израиле кошерны, и это же относится к закусочным израильского бренда фаст-фуда Бургер Ранч. Также к кошерным заведениям в Израиле относятся рестораны сети Пицца Хат, так что приготовьтесь получить пиццу без мясной начинки. А вот закусочные Домино некошерные и поэтому набор начинок в них совпадает с европейским стандартом.

В поисках кошерной еды есть один подводный камень: существуют жулики, торгующие поддельными сертификатами кашрута. Поэтому если вы хотите попробовать настоящую кошерную еду (или религия не позволяет вам употреблять другую), попросите показать вам сертификат, выданный местным раввинатом или известным сертификационным агентством кашрута. Сертификатам, выданным неизвестными организациями, доверять ни в коем случае нельзя.

Песах

Другой ряд строгих ограничений вступает в силу с наступлением семидневного праздника Песах, когда запрещается употреблять в пищу квасной хлеб (хамец). К этой категории относятся любые зерновые продукты, которые могут вступить в контакт с влагой и забродить. Некоторые иудеи считают, что под этот запрет также попадает рис и бобовые. В качестве главной замены хлеба используется маца, знаменитые сухие безвкусные лепешки. В Макдоналдсе в Песах даже можно попробовать “мацобургер”.

Вегетарианцам на заметку

Вегетарианцы довольно легко смогут найти подходящие заведения в Израиле. Благодаря кашруту имеется множество ресторанов, предлагающих меню только из блюд на основе молочной продукции, за счет чего они популярны среди вегетарианцев. В некоторых частях страны также можно найти отдельные вегетарианские рестораны. В Галилее есть вегетарианское поселение Амирим, где есть несколько ресторанов.

Кашрут - система ритуальных правил, определяющих соответствие чего-либо требованиям Галахи , еврейского Закона. В основе законов кашрута лежат заповеди Торы , а также дополнительные правила, установленные еврейскими религиозными авторитетами, главным образом в Мишне и Гемаре , вместе образующими Талмуд (Устная Тора).

Обычно термин «кашрут » используют применительно к своду религиозных предписаний, связанных с пищей, однако его применяют и в других аспектах традиционной жизни - от юридических (например, правомочность свидетелей ) до бытовых (выбор ткани ) и ритуальных (тфилин , цицит).

Кашрут пищи

В разных еврейских общинах законы кашрута могут несколько различаться. Наибольшие различия существуют при соблюдении пасхальных запретов. Правила кашрута различаются и у разных течений внутри иудаизма, например для особо верующих имеются особо строгие правила так называемый глат ко́шер (идиш גלאַט כּשר - «просто/строго кошерное»).

Кошерность мяса

Животные, обитающие на суше

В пищу разрешено только мясо животных, являющихся одновременно жвачными (строго травоядных) и парнокопытными (имеющих раздвоенные копыта). Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы, а также: лоси, газели, горные козлы, жирафы и т. п.

Тора перечисляет четыре вида животных, обладающих только одним из двух признаков кошерности. Это свинья , верблюд , даман и заяц . Эти животные запрещены в пищу. Таким образом, свинина некошерна потому, что свинья не жует жвачку, а не потому, что свинья грязнее прочих животных.

Птицы

Тора не определяет никаких признаков для кошерных птиц. Она просто перечисляет список трефных птиц. Среди них такие, как орёл, сова, пеликан. Поскольку сегодня нет возможности точно идентифицировать всех трефных птиц, перечисленных в Торе, в пищу употребляют только домашних птиц, о кошерности которых существует традиция. Это куры, утки, гуси, индейки и голуби.

Яйца птиц должны обязательно иметь разные концы: один более острый, другой - более округлый. Яйца же тех видов птиц, которые имеют одинаковые концы: или оба острые, или оба тупые - есть нельзя (обычно такие птицы хищные или падальщики). Поскольку кровь категорически запрещена к употреблению, яйца, в которых есть сгусток крови - являются некошерными.

Библейские животные, название которых не установлено

Значение названий некоторых животных, упоминающихся в Пятикнижии в связи с кашрутом, исследователями точно не установлено. Среди них: «анака » , «летаа » , «хомет », «тиншемет » , «харгол » , «хагав » , «солам ».

Забой скота и птицы (шхита ) и кошерование мяса

Законы кашрута распространяются также и на процесс забоя животного. Чтобы мясо было полностью кошерным, оно должно отвечать нескольким требованиям:

Существуют также специальные законы ритуальной подготовки ножа , которым будет зарезано животное - как затачивать нож, проверять, чтобы на нём не было ни малейшей щербинки и т. п.; законы о том, где и как резать (только одним движением и только горло в районе прохождения сонной артерии). Мясо зарезанных надлежащим образом животных, здоровье которых было непоправимо повреждено, некошерно.

Тора запрещает употреблять в пищу кровь. Поэтому мясо замачивают в воде комнатной температуры, а затем помещают на специальную доску для соления и посыпают крупной солью. Соль впитывает кровь. После этого мясо тщательно промывают.

Шо(й)хет обычно много лет учится в ешиве , чтобы получить общие знания еврейских законов. Затем он проходит специальный курс для резников, длящийся около года и завершающийся экзаменом. Только после этого он получает право делать шхиту. Законы о шхите и проверке туши животного на кошерность весьма многочисленны и сложны, поэтому лишь человек, который досконально их изучил и получил соответствующий диплом, имеет право заниматься этим ремеслом.

Специалист, проверяющий тушу предназначенного в пищу животного, называется машгиах (ивр. משגיח ‎, надзирающий). Машгиах обследует тушу, чтобы установить, есть ли признаки болезни , по которым мясо считается трефным. Существуют и другие профессии, связанные с кашрутом, например менакер (ивр. מנקר ‎) - человек, очищающий заднюю часть туши от запрещённых в пищу жил.

Кошерность рыбы

«Рыба» в данном случае является расширенным понятием, включающим в себя не только собственно рыб, но и других обитающих в воде животных. Рыба , согласно законам кашрута, мясом не является, а потому на неё правила относительно мясных продуктов не распространяются. Рыба является «па́рве » (от идиш פּאַרעװע , «ни молоко, ни мясо», «нейтральное»), то есть может употребляться как с мясными, так и с молочными продуктами. Тем не менее, существует традиция не есть рыбу вместе с мясом.

Кошерные рыбы, согласно определению кашрута, имеют два обязательных признака: у них есть чешуя и плавники . Кошерная чешуя не прикреплена намертво к телу рыбы и с лёгкостью отделяется, если провести по рыбе ногтем. В случае, если есть сомнение о наличие у рыбы плавников или чешуи, существуют вспомогательные признаки: кошерная рыба имеет жабры , позвоночник , и должна метать икру .

Производство мёда начинается с того момента, как рабочая пчела покидает улей для сбора нектара или пыльцы. Пчела собирает нектар в мешок, расположенный на её теле, и приносит его в улей. В улье нектар передается от одной пчелы к другой, жуётся и выплёвывается по несколько раз. Таким образом образуется густой сироп, который содержит большее количество протеина и очень мало влаги. Рабочая пчела выливает сироп в ячейку соты и затем обдувает его своими крылышками. Это делает сироп ещё более густым. Так получается мёд.

Таким образом, несмотря на то, что со строго научной позиции, нектар и подвергается ферментной биотрансформации секретами, выделяемыми в зобу медоносной пчелы , с точки зрения кашрута, мёд представляет собой цветочный сок, переработанный пчелой и поэтому считается продуктом растительного, а не животного происхождения.

Кошерность напитков

Некоторые сорта водки являются трефными, поскольку в их состав входят молочные добавки (например, водка «Посольская»).

Пасхальный кашрут

Для продуктов в фабричных упаковках в дополнению к штампу кашрута должен присутствовать специальный штамп «Кашер ле-Песах » («Kosher for Passover»).

Хамец

В Песах нельзя не только пользоваться, но и владеть квасным (хамецом).

Примеры квасного:

  • Любые злаки - пшеница , ячмень , рожь , овёс , или полба , которые входили в контакт с водой или другими жидкостями, должны рассматриваться как хамец, поскольку в них может начаться брожение .
    • Мучные продукты: лапша из муки, вермишель , овсянка , хлеб , торт , печенье , пирожные , маца и блюда из мацы, не приготовленные специально для Песаха.
    • Продукты из злаковых: кукурузные хлопья, воздушные пшеничные зерна, толченая пшеница и др.
  • Солодовые продукты: все солодовые и дрожжевые продукты, овощные экстракты, горчица и другие приправы.
  • Напитки: пиво, виски и другие алкогольные напитки, солодовый уксус и маринованные продукты, содержащие солодовый уксус, фруктовые эссенции, глюкоза.

В различных еврейских общинах правила относительно квасного могут отличаться друг от друга. Так, ашкеназы запрещают в пищу и употреблению т. н. китнийот : продукты, содержащие бобовые , рис , а также похожие на них продукты, например, арахис , и др. Существуют различные обычаи по отношению к различным растительным маслам , например, к соевому и кукурузному маслам.

Мнения о значении кашрута

Полезность кошерной пищи

Согласно этому мнению, Творец, сотворивший мир, дал человечеству Закон, в соответствии с которым следует жить. Он лучше всех знает, что хорошо и полезно для духовного благополучия человека. Подобно тому, как если врач даёт пациенту определённые лекарства или назначает диету, пациент будет следовать указаниям врача, даже не понимая их смысла. Пациент понимает, что врач знает лучше, какое именно лечение необходимо, и принимает назначенные лекарства, даже если не имеет представления, как именно они действуют.

Стремление к святости

Согласно этому мнению, цель законов кашрута состоит в том, чтобы привить такие качества как самодисциплина и способность к самоограничению, а также возвысить акт принятия пищи от животного уровня до высокоорганизованного и сознательного.

Тем самым, законы кашрута являются частью системы заповедей Торы, выполняя которые, человек учится контролировать свои желания и страсти и, тем самым, растёт духовно.

Сохранение национальной самоидентификации

Многие законы кашрута направлены на то, чтобы ограничить контакты с неевреями. К примеру, многие виды пищи считаются трефными только из-за того, что приготовлены неевреями. Виноградное вино, приготовленное неевреями, также запрещено.

Эти «неудобные» законы служат преградой, барьером для контактов, которые могут в конце концов привести к бракам с неевреем, что является серьёзным нарушением Торы. Кашрут также сближает евреев, где бы они ни находились. Когда еврей, соблюдающий кашрут, едет в другой город или страну, он будет искать там раввина и общину, где он сможет достать кошерную еду. А в синагоге, еврей встречает ещё больше новых друзей, разделяющих его взгляды и нравственные ценности. Таким образом, соблюдающий законы кашрута еврей никогда не окажется в одиночестве в любом городе мира, где живут евреи.

Когда кто-то в некошерном ресторане заказывает говяжий бифштекс вместо свиных отбивных, пытаясь соблюсти «кошер», я уже не смеюсь над ним. Выбор этого человека, возможно, свидетельствует о его попытке отказаться от некошерной свинины… Если он отказывается от сливочного масла и не разбавляет свой кофе молоком после мяса, я уважаю этого человека ещё больше, ибо он, очевидно, помнит заповедь Кашрута «НЕ ВАРИ ТЕЛЁНКА В МОЛОКЕ МАТЕРИ»… А если он вообще предпочитает рыбу мясному, я усматриваю в нём человека, серьёзно пытающегося жить по заповедям Бога

Р. Залман Шахтер, «Состояние еврейской веры»

Моральные ценности

Согласно этому подходу, цель законов кашрута в том, чтобы

  1. сократить до минимума число животных, которых можно убивать;
  2. производить умерщвление животных наиболее безболезненным способом;
  3. воспитать отвращение к пролитию крови.

Жестокость по отношению к животным прямо запрещена Торой. Охота и умерщвление животных для развлечения - запрещены. Убивать животных можно только для еды, для медицинских исследований и т. п. Шхита (забой скота согласно Торе) - является одним из наиболее гуманных методов умерщвления животного. В соответствии с законами кашрута, любое раненое животное уже не кошерно. Поэтому убивать животных следует быстро - одним ударом, чтобы уменьшить боль до минимума. Инструменты, которыми пользуется резник (нож, топор), должны быть острыми. Животное при этом теряет сознание в доли секунды.

Тора запрещает также употреблять в пищу кровь. Этим объясняются специальные законы забоя скота, замачивания и соления мяса, обеспечивающие удаление крови. Таким образом Тора учит не быть жестокими.

Удивительно, что никто из соседей израильтян не разделяет существующего у них абсолютного запрета на употребление крови. На кровь смотрят как на продукт питания… Кровь - это символ жизни. Согласно законам иудаизма, человек имеет право на поддержание своей жизни путём употребления в пищу лишь минимального количества живой материи… Человек не имеет права посягать на саму «жизнь». Поэтому кровь - жизнь - должна быть символически «возвращена Богу» - мясо должно быть обескровлено перед приготовлением пищи.

Яков Милгром, профессор университета в Беркли

Объективность и бренды кашрута

На упаковке продукта может быть несколько печатей инстанций, проверяющих кошерность. Это делается, чтобы удовлетворить все сегменты рынка.

Из всего вышеизложенного следует, что кашрут является герменевтическим сводом субъективных суждений, и его нельзя подтвердить объективным лабораторным исследованием. Поэтому многие верующие люди не полагаются на лицензии о кашруте государственных ведомств, таких, как Главный раввинат в Израиле или Инспекция кашрута штата Нью-Йорк, или крупных организаций, как Ортодокс Юнион , а предпочитают лицензирование от известного им или почитаемого в их общине раввина .

С 1950-х годов существует общепринятый международный товарный знак кошерной пищевой продукции - буква «К» в окружности - подтверждающий кошерность продукта. На упаковке может быть несколько печатей и фирменных знаков. Это значит, что производители позаботились получить лицензию кашрута в разных инстанциях, чтоб удовлетворить все возможные сегменты рынка. В Израиле в 1977 году все крупнейшие сети супермаркетов устранили некошерные продукты со своих прилавков. В Армии обороны Израиля обязательно приготовление лишь кошерной пищи.

Рынок кошерных продуктов

В настоящее время рынок кошерных продуктов стал огромным бизнесом. Лишь в США годовой оборот рынка составляет по разным оценкам от 50 до 150 миллиардов долларов . По сообщению журнала «Новости пищевой отрасли» , рынок кошерных продуктов активно расширяется, завоевывая крупные сегменты нееврейских потребителей.

Согласно данным журнала Kosher Today, среди 11 млн американцев, выбирающих продукты по принципу кошерности, только один миллион собственно евреев. Кошерные продукты потребляют не только набожные евреи, но и другие категории потребителей.

The Village уже не первый месяц, помимо регулярных рубрик и материалов на горячие темы, практикует выпуск пачек тематических статей. Неделя , неделя « », неделя и даже « ». Я же параллельно с этим хочу ввести регулярные тематические недели именно в разделе « ». Так вышло - и здесь нет особенной причины, просто всё сложилось, - что первой будет «Кошерная Москва». Начинаю с небольшой колонки о том, почему питаться кошерными продуктами или в кошерных ресторанах может быть интересно кому угодно, а не только тем, кто придерживается диеты из-за религиозных убеждений.

Кошерный - знак качества еды, но не тип кухни

Важно понимать, что кошерная еда - это не вид национальной кухни. Кошерная пища - это любая еда, приготовленная по строгим иудейским законам. Так, кошерными могут быть блюда и итальянской, и грузинской, и тайской кухни. Просто они не будут содержать свинины, морских гадов, некоторых видов рыбы, птиц и даже овощей, в них не будет одновременно мяса и молока животных, качество всех продуктов будет заверено машгиахом, ну и ещё много мелких, но важных деталей.

Этот пункт не отвечает на вопрос о том, почему есть кошерное классно, он для общего развития. Поэтому тут же на всякий случай я расскажу, что слово «машгиах» происходит от ивритского «ашгаха» - «надзор, наблюдение». Машгиах следит за кошерностью на кухне ресторана: проверяет продукты и посуду, включает и выключает плиту. Он обязательно должен быть евреем, прошедшим специальное обучение. В каждом кошерном ресторане должен быть машгиах, только он имеет право зажигать огонь. Машгиахов не так много в Москве, и они часто работают сразу в нескольких местах.

Кошерный продукт заведомо более качественный

Благодаря тому, что изготовлению кошерных продуктов и отбору сырья для них уделяется повышенное внимание, они всегда экстракачественные. Здесь не работают никакие скидки на человеческий фактор, невнимательность или скорость работников. Правила кашрута - это традиция, то, что составляет систему выживания. В то время как большинство не кошерных производителей сегодня гонится за прибылью, закрывая глаза на качество, здесь послаблений быть просто не может. Правила не меняются, не подстраиваются под ситуацию и не прогибаются под требования рынка и экономики.


Овощи, по правилам кашрута, необходимо очень внимательно проверять и тщательно мыть, так как на них могут находиться личинки и взрослые насекомые. Машгиах проверяет каждый овощ на предмет наличия плесени, гнили и личинок насекомых, также в его задачи входит просеивание муки и перебирание зерна. Законы кашрута не знают компромиссов, малейшее несоответствие - и продукт уже не считается кошерным. При проверке в брак могут попасть и 40, и даже 100 процентов животных. При этом отбракованное мясо и животные могут полностью соответствовать ГОСТу, ТО и прочим общепринятым стандартам.

Про забой важно сказать отдельно. Если в том, что это мясо качественное, сомневаться не приходится, то мнение «кошерный способ забоя животных более гуманный, чем индустриальный» вызывает большие вопросы во всём мире. Кошерный забой производится плавным движением очень острого ножа, перерезающим одновременно большую часть трахеи и большую часть пищевода. Дело в том, что квалифицированный резчик может сделать это очень быстро и так, что животное не успеет среагировать и почувствовать боль. Но, во-первых, не у всех одинаковая квалификация, а во-вторых, иногда происходит сбой процесса. Животное шевелит головой не вовремя, резчик роняет нож - всё что угодно, тогда одним движением убить не удаётся, и животное приходится забивать дольше и болезненнее. Такое животное идёт в брак и, как правило, сдаётся в не кошерный магазин. Более того, по кашруту запрещено оглушать животное. Здесь на сцену выходят борцы за права животных. Современная не кошерная технология оглушения пневматическим пистолетом в индустриальных условиях, без сомнения, более гуманна в глазах обывателей и официальных органов. В итоге в некоторых странах сейчас запрещают кошерный убой, халяльный, кстати, тоже. Права животных, говорят, важнее религии. Но это вопрос этики, не вопрос качества мяса.

Кошерные блюда готовят для своих. То есть ничего не жалеют

Кошерную еду в Москве производят евреи. То есть сами для себя. Задумайтесь на минуточку о том, как сильна еврейская община в Москве, Нью-Йорке или Париже - не важно, где. Кошерные еда и продукты всегда приготовлены хорошо.

Показательный пример в Москве - выбор халы. Хала - сдобный праздничный еврейский хлеб, похожий на бриошь, чаще всего заплетённый косой. Хала вкусна не только для евреев, не зря этот хлеб был чрезвычайно популярен в СССР, на него был отдельный ГОСТ, в рецепте использовался маргарин. Чаще, правда, в то время его стыдливо называли «плетёнка». Так вот я, как большой любитель халы, видя её в магазине или пекарне, всегда покупаю. И вкуснее кошерной, что производит Pinhas, продающейся в небольшом количестве по пятницам и субботам в кошерном супермаркете, в городе нет. Только здесь на сто процентов не жалеют продуктов и соблюдают всю технологию. Хлеб получается мягким, пышным и очень сдобным. Буквально на днях я отправила в мусорную корзину халу из «Хлеба насущного» (меня заверили в пекарне, что она свежайшая), а до этого - из «Булки». Говорят, есть надежда на гастроном в ГУМе, туда я схожу на днях и к пятнице напишу полный обзор.


Удобно для людей с лактозной непереносимостью

В меню ресторанов рядом с названиями блюд никогда не расписывают их подробный состав, официанты также не всегда его знают. Процесс выяснения занимает время, которого иногда просто может не быть, а ошибка на любом из этапов стоит ещё дороже. Мясной кошерный ресторан в этом смысле рай для человека с непереносимостью лактозы. На одной кухне, по законам кашрута, нельзя готовить из молока и из мяса. Поэтому кошерные рестораны делятся строго на молочные и мясные. Так что в мясном можно быть уверенным на все сто процентов: ничего молочного не окажется ни в одном блюде.

Удобно для тех, кто питается халяльно

Кашрут часто сравнивают с халялем (правила в исламе). Мусульмане, так же как и евреи, не едят свинину и пользуются похожими правилами забоя скота. Всё кошерное - халяльно, но не наоборот.


При синагогах есть дешевле

Содержать светский кошерный ресторан очень дорого. Недаром, открывшись несколько лет назад почти одновременно, кошерные Noodles и гинзовский «Цукер» быстро закрылись. Но рестораны при синагогах чаще всего имеют дотации, ведь они для своих. Это позволяет снижать стоимость. А размеры порций в кафе при синагогах и еврейских центрах сравнимы разве что с китайскими и корейскими ресторанами. Так что выгода очевидна.

Можно есть в самолёте

Кто хоть раз в жизни не заказывал в самолете кошерное питание? Особенно если мы говорим о российских авиалиниях, где обычное меню не является объектом вожделения, пожалуй, ни для кого.


Если вы заказали кошерное питание при покупке билета, вам гарантированно принесут еду хотя бы чуть более интересную, чем знаменитые «чикен-о-фиш»: хумус, фруктовое желе, овощное рагу «как у бабушки» и сдобную мини-халу. Ещё один немаловажный пункт - специальные ланч-боксы с кошерной едой стюардессы всегда приносят раньше, чем еду остальным пассажирам.

Фотографии: Елена Цибизова

Сегодня многие люди, не являющиеся евреями и не имеющие отношения к закону Моисея, стали увлекаться системой кошерного питания. Это вызвано не религиозными соображениями, а желанием оздоровить рацион, сделать его максимально приемлемым для усвоения организмом человека. И это правда, питание, в основе которого лежит употребление кошерных продуктов, действительно правильное и очень хорошо влияет на здоровье человека. Вот и сегодня мы расскажем вам, что значит кошерное питание и какие продукты являются кошерными. Приступим?


Что это значит?

Если попытаться узнать, что такое кошерное питание, то суть будет примерно такой: это питание экологически чистыми и полезными продуктами, рациональное и продуманное, отвечающее законам кашрута, или кошера – определённых норм и правил иудаизма. Конечно, эти правила мало волнуют людей, стремящихся к здоровому питанию: для них главное – собственно кошерные продукты, и здесь нет ничего непонятного – если ничего не усложнять.


Кошерные продукты обозначаются специальным знаком кошерности, гарантирующим человеку, соблюдающему принципы кошерного питания, их полезность, экологичность и высокое качество; стоят эти продукты дороже, чем обычные, в том числе и натуральные – право ставить на них специальный знак требует обязательной сертификации, а это всегда повышает стоимость любого товара. Да и производить натуральные, полезные и качественные продукты стоит намного дороже производства синтетических и искуственных заменителей.

Надо сказать, что еврейские законы, подробно описанные в Торе – Книгах Моисея, с древних времён предъявляли самые строгие требования к каждой стороне жизни человека, в том числе к продуктам питания и способам их приготовления. Слово «кошерный» в переводе с иврита значит «пригодный», в данном случае пригодный в пищу продукт. И это на самом деле так.

Список продуктов

Попробуем коротко перечислить основные продукты, считающиеся кошерными по Торе.

Какое мясо является кошерным?



Начнём с мяса. Какие виды мяса относятся к кошерным продуктам? Это баранина, козлятина, говядина; мясо диких травоядных животных – оленей, лосей и др. Обязательными условиями кошерности мяса являются раздвоенные копыта животных и их способность жевать жвачку – если налицо только одно из этих условий, мясо животного считается некошерным. Другие условия – забой животного определённым способом и правильная обработка его мяса: это одна из основных причин дороговизны кошерных продуктов питания.

Что значит кошерная рыба?

У кошерных рыб тоже должно быть два главных признака: плавники и чешуя. Нам, по незнанию, может быть непонятно второе условие, однако чешуя есть не у всех рыб: её нет у угрей, сомов, акул, а также осетровых, в русской кухне издавна считающихся деликатесными – следовательно, и чёрная икра тоже некошерна. Устрицы и прочие моллюски, как и ракообразные, к рыбам не относятся, но чешуи и плавников не имеют, и потому считаются некошерными; как видим, прямой связи между кошерностью и здоровым питанием тут не прослеживается – разве моллюски и другие морепродукты вредны для здоровья?


Птица в кошерном питании

О признаках некошерных птиц в Торе ничего не говорится, но перечисляются некоторые из них, в основном падальщики и хищники. Кошерных птиц тоже необходимо забивать и обрабатывать особым образом.

В кошерном питании запрещено есть насекомых, грызунов (в том числе кроликов и зайцев), пресмыкающихся и земноводных. Для некоторых насекомых – саранчи и других, Тора делает исключение; мёд тоже разрешается – это объясняется тем, что он не относится к продуктам, вырабатываемым организмом пчёл, являющихся насекомыми – а откуда же он тогда берётся? Не надо быть зоологом, чтобы знать, что мёд производится именно пчёлами, и как раз является продуктом, образующимся в процессе их жизнедеятельности, но то, что мёд считается кошерным – хорошо.


Правильное приготовление

Дальнейшие предписания, относительно кошерного приготовления пищи, у многих до сих пор вызывают недоумение: не вари козлёнка в молоке его матери. Кому может прийти в голову варить мясо козлёнка в молоке козы – по крайней мере, в нашей культуре питания? Здесь всё проще (хотя можно было прямо и объяснить): имеется в виду несовместимость молока и мяса.

Согласно кошерному питанию, нельзя готовить вместе мясные и молочные продукты; нельзя есть их в один приём пищи; верующие евреи даже используют для их приготовления разную посуду и хранят её отдельно – впрочем, того же требуют любые санитарные нормы, предъявляемые специальными службами в разных странах. Другое дело, что некоторые евреи даже готовят молоко и мясо на разных плитах, но это тоже имеет мало отношения к здоровому питанию и сочетаемости продуктов.

Молоко евреям разрешается употреблять только через 6 часов после мяса – вот в этом нам следовало бы у них поучиться. После молока можно есть мясо через полчаса – не совсем правильно (это слишком рано), но лучше, чем есть всё одновременно, как в западной кухне. После сыра есть мясо можно тоже через 6 часов – тоже очень полезное предписание.

Молоко употребляется только кошерных животных: за процессом их дойки и изготовлением продукции следит доверенный раввина.

Кошерный хлеб должен выпекать еврей, отделяя от него и сжигая маленький кусочек теста (халу); в большой пекарне евреи должны хотя бы включать печи и следить за процессом выпечки.


На яйцах не должно быть пятен крови – так иногда бывает, но мы на это обращаем мало внимания – просто моем их. Варят яйца в специальных кастрюлях, по 3 штуки за раз.

С растительными продуктами проще – на первый взгляд. Насекомые и червяки запрещены Торой к употреблению в пищу, и верующим приходится не только тщательно пересматривать муку, крупы, зелень и бобовые, но и проверять все овощи, фрукты и ягоды – у нас этому придаётся гораздо меньше значения, хотя специально есть червивые плоды, конечно, никто не станет.

Кошерные напитки и вина

С напитками в питании тоже не всё понятно: с точки зрения кошерности и некошерности рассматриваются только напитки, содержащие виноград или его производные.


С вином вообще всё сложно, и потому оно стоит гораздо дороже любых качественных вин: французских, испанских и т.д. Кошерное вино изготавливается только евреями, а виноград для него собирается в определённое время на виноградниках, возраст которых не меньше 4-х лет; отдыхать такой виноградник должен раз в 7 лет.

Перед началом производства вина совершают жертвоприношение и молитву, а на заводах в это время останавливаются другие производственные процессы. Добавьте сюда постоянную стерилизацию оборудования и коммуникаций – не только с целью обеззараживания, но и с целью очищения в религиозном смысле. В субботу работать нельзя – производство останавливают; видеть процесс изготовления вина нельзя посторонним – иначе всё придётся начинать заново.

Если к продуктам, предназначенным для приготовления кошерного вина, случайно прикоснётся немец, француз – в общем, не еврей, вино из таких продуктов утратит свою кошерность - вот здесь принципы здорового питания и чистоты конечной продукции уж точно ни при чём.

Часто кошерные вина пастеризуют, считая, что в этом случае они останутся таковыми даже тогда, когда их будет открывать кто угодно – то есть, даже открывать и разливать кошерные вина могут только евреи. Доходит до того, что кипятить требуют даже виноградный сок – какая уж тут польза? Интересно, что они делали раньше, пока Луи Пастер не сделал свои знаменитые открытия?

Из того, о чём тут рассказано (хотя это только основные моменты), понятно, почему эти вина так дороги – виноделы сегодня всё чаще отказываются от таких процессов, производя обычное вино.

Вместо заключения

Законы Израиля, связанные с питанием и продуктами, если разобраться, имеют значение только для евреев и для их веры – к жителям других стран они не имеют отношения, поэтому вряд ли стоит называть те или иные продукты кошерными только потому, что они натуральные и экологически чистые.

Относительно спиртных напитков из винограда у евреев есть мнение, что они могут использоваться в религиозных обрядах других народов – действительно, всем известно, что в христианстве существует «вино причастия»; используется вино и в других религиях. Вообще-то с таким же успехом можно было бы запрещать напитки из других плодов и ягод, но речь идёт только о винограде – так что здесь речь о религиозных обычаях, а не о принципах питания и здоровья.

Все запреты и предписания, связанные с питанием, согласно Торе, не объясняются никак – это чисто религиозный подход, а здоровое питание и польза здесь и рядом не стояли.

Тем не менее, кошерные продукты, как и еда, приготовленная из них, намного полезнее и безопаснее обычных. Производственный процесс строго контролируется, соблюдаются все технические и гигиенические требования, а уж мясную продукцию проверяют постоянно – поэтому качество продуктов на порядок выше. В скотобойнях проводятся специальные исследования животных – они все должны быть здоровыми перед убоем, и не иметь никаких травм. Очень важно и то, что при выращивании таким животным не дают гормоны и антибиотики.


Конечно, вывод напрашивается сам собой: питаться согласно кошерному питанию в нашем современном мире очень сложно, можно даже сказать невозможно, мы не найдем столько кошерных продуктов в наших магазинах, но кое-какие полезные моменты для себя можно взять на заметку.

Традиции и запреты, связанные с ограничением потребления определенных продуктов питания, есть у многих народов. В русской кухне запретов, как таковых, не существует: мы просто не едим то, к чему не привыкли, или то, что кажется нам неприемлемым, и поэтому в официальных запретах нужда не возникает.

Но о запретах, существующих для мусульман и евреев, в России наверняка слышал каждый. Чаще всего упоминается, что мусульмане не должны есть свинину, а вот с еврейской кухней все сложнее: в ней запретов больше, и многие из них могут показаться нам странными и непонятными.


Пищу, разрешенную к употреблению, в Израиле называют кошерной, и евреи, живущие в других странах и строго соблюдающие «веру отцов», включают в рацион только кошерные продукты . Происхождение слова «кошерный» восходит к понятию «кашрут», которым в иудаизме обозначают соответствие Галахе – традиционному иудейскому праву, основанному на множестве религиозных заповедей. Вот так сложно; однако требования, предъявляемые еврейским законом к продуктам, довольно близки понятиям о здоровом и раздельном питании. Например, смешивать мясные и молочные продукты иудеям строго запрещено, и это правильно, так как они совершенно не сочетаются друг с другом.

Возможно, по этой причине кошерными продуктами в России интересуются не только евреи, и многим людям хочется узнать об этом подробнее.

Кошерный – не кошерный

Кошерные мясные продукты получают из мяса травоядных животных, живущих на суше. Это жвачные копытные животные, но копыта у них раздвоены: овцы, козы и крупный рогатый скот; также разрешается есть мясо лосей и жирафов. Свинину, крольчатину и верблюжатину есть запрещается. Употреблять кровь запрещено в любом виде, поэтому мясо кошерных животных всегда замачивают и промывают особыми способами. Забивать животных тоже нужно по правилам: это делают кошерные мясники, прошедшие специальное обучение.

В следующем кошерном блюде сочетаются целых два еврейских рецепта. Чтобы вкусно запечь в харосете курицу, надо сначала приготовить сам харосет – блюдо истинно еврейское, из фруктов, орехов, гранатового сока (вина) и специй. Надо взять 1-2