Особенности назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим. Государственные пенсии за выслугу лет Общая характеристика пенсии за выслугу лет

Основным нормативно-правовым источником, указывающим на порядок начисления, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет является Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». По государственному пенсионному обеспечению назначаются следующие виды пенсий:

  • 1) пенсия за выслугу лет;
  • 2) пенсия по старости;
  • 3) пенсия по инвалидности;
  • 4) социальная пенсия.

Пенсии за выслугу лет в соответствии с нормами приведенного закона назначаются федеральным государственным служащим и военнослужащим. Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета. Как правило, это пенсия, которая устанавливается за наличие на протяжении определенного времени специального трудового стажа. В юридической литературе его часто называют «выслугой», «стажем творческой работы» и т. п. Таким образом, пенсия за выслугу лет всегда «стажевая», как и пенсия по старости, но без возрастного ценза. Однако иногда пенсией за выслугу лет именуется и та пенсия, которая устанавливается при наличии соответствующего специального стажа (выслуги) и достижении определенного возраста. В то же время пенсией по старости называется в отдельных случаях пенсия, для установления которой требуется длительный специальный трудовой. Пенсии, которые в дальнейшем получили название «выслуга» были введены еще в советское время для многих категорий граждан: военнослужащих, правоохранительных органов, работников здравоохранения, образовательных учреждений и т. п. Сохранились такие пенсии и в российском пенсионном законодательстве, причем в последние годы сфера их применения существенно расширилась. Главная причина - стремление властных структур таким путем компенсировать явную деградацию в последние годы общей системы пенсионного обеспечения, а также создать для определенных категорий служащих привилегированные пенсионные системы.

В Конституции РФ 1993 г. как и у ее предшественниц не содержится оснований для установления пенсии за выслугу лет. Изначально пенсия за выслугу лет была введена в связи со спецификой определенной деятельности, службы. Многие авторы высказывают такое предположение, что возрастные ограничения, предусмотренные при выслуге лет, установлены не зря. После того, как человек в определенной сфере прослужит несколько лет очень сильно меняется его мировоззрение, психологические качества, которые могут препятствовать осуществлению дальнейшей службы. У человека накапливается усталость, начинается перегрузка организма. Таким образом, пенсия по выслуге лет ограждает человека от психологического напряжения, так как человек, как правило, отстраняется от дальнейшего осуществления своих обязанностей и оправляется на пенсию. Пенсии за выслугу лет устанавливаются военнослужащим и федеральным государственным служащим. Ранее пенсия за выслугу лет назначалась летно-подъемного состава авиации и воздухоплавания, некоторым работникам транспорта. Как правило, пенсия за выслугу лет назначается при выслуге всего времени, и по размерам больше, нежели простая пенсия по старости. Таким образом, если гражданин не выслужил определенное количество лет, он не имеет право претендовать на пенсию по выслуге лет.

В ранее действовавшем законодательстве (Законе РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» ) четко указывались категории граждан, которые имели право на получение пенсии за выслугу лет. И этотперечень был достаточно большой, это:

  • 1) граждане, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (по Списку работ и профессий, утверждаемому Правительством РФ). Они имели право на пенсию независимо от возраста, если трудились на указанных работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих работах - горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин, - если трудились на таких работах не менее 20 лет. Стажевые требования в данном случае не зависели от пола работника, однако такие работы выполняются лишь мужчинами. Применительно к действующему законодательству данная категория работников имеет право на назначение досрочной пенсии.
  • 2) граждане, работающие на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности. Здесь практически названы две категории работников. Первая - занятые работой на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов и приему готовой продукции на промысле. Вторая - работа на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности.

Они имели право на пенсию независимо от возраста при выслуге у мужчин - не менее 25 лет, у женщин - 20 лет. На сегодняшний день в соответствии с действующим законодательством они имеют право на досрочное назначение пенсии по старости.

3) граждане, работающие спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях. Перечень должностей и специальностей не был утвержден. Им устанавливалась пенсия независимо от возраста при выслуге не менее 15 лет. Это связано с тем, что в данном случае предусматривалась лишь возможность назначения такой пенсии, она «могла устанавливаться независимо от возраста при выслуге не менее 15 лет». Правительство РФ не сочло возможным утвердить перечень, видимо, в связи с тем, что при такой выслуге (15 лет) пенсия по старости назначается спасателям по достижении лишь 40 лет - как мужчинам, так и женщинам.

В настоящее время они также имеют право на получение досрочной пенсии по старости.

  • 4) граждане, работающие в гражданской авиации. Данной категории граждан на сегодняшний момент предоставляется пенсия по выслуге лет, и более подробно об этом будет рассмотрено в следующих параграфах.
  • 5) граждане, занятые педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Они имели право на пенсию при выслуге не менее 25 лет. Пенсия за выслугу лет для этих граждан - одна из первых таких пенсий, введенных в СССР: она установлена в 1925 г., даже несколько раньше, чем пенсия по старости. Условия назначения данной пенсии неоднократно менялись. Особенность условий, введенных Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» будет рассмотрена в следующих параграфах.
  • 6) граждане, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Они имели право на пенсию при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. Для указанных работников традиционно устанавливалась различная выслуга лет в зависимости от местности, в которой протекала трудовая деятельность. Но трудовая деятельность не так уж редко складывалась из периодов работы в разных местностях. Логика подсказывает простое решение вопроса: в городах необходимо было проработать не 25, а 30 лет, т. е. на пять лет, или на 20 %, больше, чем в сельской местности; коэффициент перевода времени работы в сельской местности (поселках городского типа), следовательно, равен 1,2 (30:25).
  • 7) граждане, занятые творческой работой на сцене в театрах и других театрально-зрелищных организациях и коллективах. Пенсии для этих работников появились в СССР несколько позднее, чем пенсии за выслугу лет для учителей, врачей, других работников просвещения и здравоохранения, а также летно-подъемного состава.

Для получения данной пенсии была необходима выслуга 15, 20, 25 или 30 лет в зависимости от характера работы. Чем сложнее, напряженнее работа, тем меньшей продолжительности требовалась выслуга, и наоборот. Согласно установленному постановлением Правительства РФ от 28 августа 1991 г. списку, при стаже творческой работы не менее 15 лет право на пенсию за выслугу лет имели: артисты балета театров балета и театров оперы и балета, исполняющие сольные партии; артисты (гимнасты, эквилибристы, акробаты всех наименований, кроме акробатов-эксцентриков) цирков и концертных организаций.

Право на пенсию при стаже творческой работы не менее 20 лет предоставлено: артистам балета (в том числе на льду); артистам - исполнителям танцевальных номеров в профессиональных художественных коллективах; артистам театров мимики и жеста; травести; артисткам-вокалисткам (солисткам) театров оперы и балета и некоторым другим. При том же стаже творческой работы (не менее 20 лет) для борцов цирков и концертных организаций предусмотрен возрастной ценз 50 лет.

При стаже творческой работы не менее 25 лет право на пенсию за выслугу лет имели, например, артисты-вокалисты (солисты) театров оперы и балета, музыкально-драматических театров, концертных организаций, телевидения и радиовещания, оперных студий высших учебных заведений искусств (артистки-вокалистки (солистки) имели право на пенсию при стаже творческой работы не менее 20 лет), артисты, играющие на духовых инструментах в профессиональных художественных коллективах. А вот для артисток драматических театров введен возрастной рубеж: пенсия устанавливалась им при указанном стаже творческой работы по достижении 50-летнего возраста.

Наконец, при стаже творческой работы не менее 30 лет пенсия за выслугу лет назначалась артистам хора профессиональных художественных коллективов, артистам (мужчинам) драматических театров (однако последним лишь по достижении 55 лет).

Перечень лиц, которые имеют право на получение пенсии по выслуге лет, довольно-таки сокращен. В чем дело и почему теперь в новом действующем законодательстве на право получение пенсии по выслуге лет имеют только две категории: государственные служащие, и только федеральные, и военнослужащие? Что же отличает других от этих категорий? Ведь практически все требования к вышеперечисленным гражданам сохранились, но право они имеют на досрочную пенсию по старости. Дело вот в чем. Как мы знаем, по действующем российскому пенсионному законодательству гражданин, получивший пенсию за выслугу лет в дальнейшем имеет право получения пенсии по старости при достижении им определенного возраста (женщинам - 55 лет, мужчинам - 60 лет). Таким образом, полковник при достижении им 45-летнего возраста с выслугой в 23 года уходит на пенсию, и будет получать пенсию по выслуге лет. При достижении им возраста 60-ти лет ему будет начислена пенсия по старости в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях». А, следовательно, он будет получать две пенсии одновременно.

Лица, которые имеют право на досрочную пенсию по старости, получат ее вследствие наличия определенного стажа или достижения определенного возраста. Однако на протяжении всей оставшейся жизни они так и будут ее получать одну. То есть при достижении ими пенсионного возраста еще одна пенсия им насчитана не будет. В этом и заключается особенность пенсии по выслуге лет.

Конкретные основания, предусмотренные Законом о государственном пенсионном обеспечении в части пенсионного обеспечения за выслугу лет, позволяют уточнить общее определение применительно к данному Закону: пенсия за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению - это ежемесячная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности), либо в целях компенсации утраченного заработка (дохода) гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.

Закон о системе государственной службы предусматривает формирование системы государственной службы на единых принципах, а в части пенсионного обеспечения - принятие федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей. До настоящего времени пенсии за выслугу лет назначаются на основе норм разных законов, которые содержат больше различий, связанных с назначением указанных пенсий, нежели общих положений, определяющих их единство.

Аналогичное положение содержится в Законе о государственной гражданской службе, но уже применительно к пенсионному обеспечению государственных гражданских служащих. В этом Законе содержатся общие принципы пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих и указывается на необходимость реализации единых подходов в установлении пенсий этим лицам.

Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих субъектов РФ осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Пенсии за выслугу лет часто включают в так называемую привилегированную пенсионную систему. Действительно, данные пенсии, как правило, предусматривают более высокий уровень пенсионного обеспечения, причем расходы по их выплате несет федеральный бюджет - финансовый источник, который формируется за счет общих налоговых поступлений.

Федеральная государственная служба является видом профессиональной деятельности.

Пенсии за выслугу лет устанавливаются в связи с длительным осуществлением этой деятельности: для государственных гражданских служащих - не менее 15 лет; для лиц, проходивших военную и иную приравненную к ней службу, по общему правилу - не менее 20 лет, при увольнении с военной службы по определенным основаниям - не менее 12,5 лет; государственным служащим правоохранительных органов - по нормам, установленным для военнослужащих-контрактников.

Пенсионное обеспечение в связи с длительным осуществлением любой профессиональной деятельности должно осуществляться в рамках профессиональных пенсионных систем.

Государственная служба имеет специфику, которая определяется необходимостью осуществления важных государственных функций или обеспечения деятельности органов власти и управления . В связи с этим могут устанавливаться особенности пенсионного обеспечения государственных служащих. Но в целом они должны базироваться на основных принципах построения профессиональных пенсионных систем и с учетом одного непременного требования: больший объем прав должен влечь за собой больший объем обязанностей и обременений, в том числе касающихся пенсионного обеспечения. Причем данное требование должно применяться в целом ко всей пенсионной системе. Это могут быть, например, дополнительные страховые взносы, уплачиваемые государственными служащими, либо какие-то иные формы.

С 2010 года нормы, регулирующие отношения по пенсионному обеспечению за выслугу лет граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава, включены в Закон о государственном пенсионом обеспечении. Ранее эти отношения регулировались на основании подзаконных актов с применением отдельных норм Закона о государственных пенсиях (1990 г.), уже утратившего силу.

Включение указанных норм, действовавших в рамках подзаконных актов, в Закон о государственном пенсионом обеспечении не только не способствовало упорядочению нормативного регулирования пенсий за выслугу лет, но, напротив, сделало еще более аморфным, разнородным правовое регулирование данного вида пенсий.

Можно констатировать, что на современном этапе не сформировалось единой системы пенсий за выслугу лет. Даже в рамках одного закона - Закона о государственном пенсионом обеспечении - эти пенсии характеризуются разными подходами в установлении условий назначения пенсий за выслугу лет и порядка исчисления их размеров.

Вместе с тем можно все-таки указать несколько точек соприкосновения в правовой регламентации отношений по пенсионному обеспечению за выслугу лет вышеуказанных лиц.

Во-первых, существенное значение для установления пенсий за выслугу лет имеют конкретные виды работ, должностей, с учетом которых назначается данный вид пенсии, а также правила исчисления выслуги. Соответствующие списки должностей и правила исчисления периодов работы (выслуги лет) утверждаются Правительством РФ . Содержание этих списков, правила (порядок) исчисления специального стажа (выслуги лет), дающего право на пенсию за выслугу лет, различаются. Эти особенности зависят от категорий лиц, реализующих свое право на указанную пенсию.

Во-вторых, пенсия за выслугу лет не выплачивается в период выполнения работы в должностях, дающих право на указанную пенсию. Для федеральных государственных гражданских служащих это ограничение связано также с выполнением некоторых иных видов работ (замещение государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта РФ, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы и др.). После увольнения с соответствующих должностей выплата ранее назначенной пенсии за выслугу лет восстанавливается.

Условия назначения пенсии за выслугу лет

Условия назначения пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава и космонавтам

Пенсия за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению также назначается гражданам РФ из числа:

  • работников летно-испытательного состава, занятых в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники;
  • космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей.

Пенсии за выслугу лет гражданам из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава назначаются независимо от возраста при наличии выслуги лет: 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. А при оставлении соответствующих должностей по состоянию здоровья - при наличии выслуги лет: 20 лет для мужчин и 15 лет для женщин.

Несмотря на одинаковую требуемую продолжительность общей выслуги лет для граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава, конкретные виды выполняемой работы, замещаемых должностей, порядок исчисления выслуги лет различаются.

Для назначения пенсии за выслугу лет гражданам из числа космонавтов кроме общей выслуги указанной продолжительности необходимо наличие специальной выслуги лет, в которую включаются только периоды работы в должностях космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей в отрядах (группах) космонавтов. Пенсия за выслугу лет назначается гражданам из числа космонавтов при оставлении ими работы в указанных должностях.

Для работников летно-испытательного состава также кроме общей выслуги указанной продолжительности определяется специальная выслуга. Требуемая продолжительность специальной выслуги лет не установлена, но уровень пенсионного обеспечения зависит от того, составляет продолжительность специальной выслуги 2/3 и более от общей выслуги лет либо менее 2/3 от общей выслуги лет. В отличие от условий назначения пенсии за выслугу лет гражданам из числа космонавтов пенсия за выслугу лет работникам летно-испытательного состава устанавливается к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) и выплачивается одновременно с ней. В этой части порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет работникам летно-испытательного состава совпадает с порядком, установленным для федеральных государственных гражданских служащих. В остальном условия назначения пенсии за выслугу лет различаются.

Таким образом, назначение пенсии за выслугу лет гражданам из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава осуществляется на особых условиях, которые частично совпадают.

Так, для граждан из числа космонавтов установлены следующие условия назначения пенсии за выслугу лет, представленные в табл. 6.2.

Таблица 6.2. Условия назначения пенсии за выслугу лет гражданам из числа космонавтов

Для работников летно-испытательного состава установлены следующие условия назначения пенсии за выслугу лет, представленные в табл. 6.3.

Таблица 6.3. Условия назначения пенсии за выслугу лет работникам летно-испытательного состава

Условия назначения пенсий за выслугу лет лицам, проходившим военную и иную приравненную к ней службу

Размер пенсии за выслугу лет исчисляется из среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию. Однако среднемесячный заработок не всегда учитывается в полном объеме. Размер среднемесячного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада, установленного гражданскому служащему. Должностной оклад - месячный оклад федерального государственного гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью федеральной государственной гражданской службы, устанавливаемый указами Президента РФ .

Итак, определение размера пенсии за выслугу лет федерального государственного гражданского служащего осуществляется на основе нескольких величин. Для исчисления пенсии за выслугу лет, назначаемой гражданскому служащему, необходимо выполнить ряд последовательных действий с учетом данных, представленных в табл. 6.4.

Таблица 6.4. Данные, необходимые для исчисления размера пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим

Сложный механизм исчисления размера пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих не позволяет видеть одновременно все установленные

Законом о государственном пенсионном обеспечении ограничения, применяемые для исчисления этой пенсии.

Размер пенсии за выслугу лет не является величиной постоянной. Если размер страховой части трудовой пенсии по старости (размер трудовой пенсии по инвалидности) увеличивается (например, в связи с индексацией), размер пенсии за выслугу лет уменьшается. Это связано с тем, что общая сумма двух пенсий не может превышать установленного ограничения (75 % среднемесячного заработка или расчетной величины, равной 2,8 оклада). Такое уменьшение может осуществляться вплоть до полного вытеснения пенсии за выслугу лет за пределы установленного ограничения. В этом случае федеральный государственный гражданский служащий, имея право на пенсию за выслугу лет, фактически ее не получает.

Указанная ситуация вызвала необходимость предоставления гражданским служащим права на получение доли страховой части трудовой пенсии по старости. Доля формируется за счет страховых взносов, которые поступили за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ после назначения пенсии за выслугу лет, если гражданин, получающий пенсию за выслугу лет, проработал не менее 12 полных месяцев работы и за него уплачивались страховые взносы.

Размер доли определяется в соответствии с Законом о трудовых пенсиях. Доля страховой части трудовой пенсии по старости выплачивается сверх установленного ограничения (т. е. сверх суммы двух пенсий).

Пенсия за выслугу лет, назначенная по нормам, которые предусмотрены для федеральных государственных гражданских служащих, не выплачивается при выполнении работы, дающей право на указанную пенсию.

При последующем увольнении с государственной службы РФ или освобождении от указанных в Законе о государственном пенсионном обеспечении должностей выплата пенсии за выслугу лет возобновляется.

Итак, действующий порядок определения размера пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих свидетельствует о том, что данная пенсия носит характер доплаты к трудовой пенсии. Кроме того, пенсия за выслугу лет может не всегда выплачиваться даже при наличии права на ее получение.

Размер пенсии за выслугу лет работников летно-испытательного состава и космонавтов

Размер пенсии за выслугу лет работников летно-испытательного состава. Для работников летно-испытательного состава предусмотрен другой механизм исчисления пенсии за выслугу лет (табл. 6.5). На определение размера пенсии за выслугу лет этим лицам влияют два важных обстоятельства - общая выслуга лет и период занятости в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники (специальная выслуга).

Базовой величиной, на основании которой определяется размер пенсии за выслугу лет лицам из числа работников летно-испытательного состава, является социальная пенсия. В данном случае применяется размер социальной пенсии, предусмотренный подп. 1 п. 1 ст. 18 Закона о государственном пенсионном обеспечении. При продолжительности специальной выслуги лет не менее 2/3 от общей выслуги размер пенсии за выслугу лет составляет от 1000 до 1500 % размера социальной пенсии (от десяти до 15 социальных пенсий) за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости (либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности). При продолжительности специальной выслуги лет менее 2/3 от общей выслуги размер пенсии за выслугу лет составляет от 800 до 1300 % размера социальной пенсии (от восьми до 13 социальных пенсий) за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости (либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности). В этих пределах размер пенсии за выслугу лет увеличивается исходя из минимальной величины (1000 или 800 % соответственно) на 25 % социальной пенсии за каждый год общей выслуги лет сверх требуемой продолжительности (т. е. сверх 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин).

Таблица 6.5. Размер пенсии за выслугу лет лицам из числа работников летно-испытательного состава

(* Примечание. Из величины 1000 % и 800 % социальной пенсии вычитается страховая часть трудовой пенсии по старости (СЧ ТПС) либо трудовая пенсия по инвалидности (ТПИ).)

Размер пенсии за выслугу лет, исчисленный лицам из числа работников летно-испытательного состава, летчикам-испытателям I класса, повышается на 10 % суммы пенсии за выслугу лет.

При выслуге у мужчин от 20 до 25 лет и у женщин от 15 до 20 лет размер пенсии за выслугу лет уменьшается на 50 % размера социальной пенсии за каждый год, недостающий до полной выслуги.

Как и при исчислении размера пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим, работникам летно-испытательного состава сверх указанных максимальных размеров пенсии за выслугу лет устанавливаются суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности), которые выплачиваются на нетрудоспособных членов семьи (на иждивенцев), а также в связи с достижением пенсионером возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы.

Лицам из числа работников летно-испытательного состава, как и федеральным государственным гражданским служащим, предоставлено право на получение доли страховой части трудовой пенсии по старости. Доля формируется за счет страховых взносов, которые поступили за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы. Размер доли определяется в соответствии с Законом о трудовых пенсиях. Доля страховой части трудовой пенсии по старости выплачивается сверх установленного ограничения суммы двух пенсий.

Размеры пенсий за выслугу лет лицам из числа работников летно-испытательного состава, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. Порядок применения районного коэффициента аналогичен указанному ранее (параграф 4 главы II).

Размер пенсии за выслугу лет гражданам из числа космонавтов. Гражданам из числа космонавтов при наличии общей выслуги 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсия за выслугу лет назначается в размере 55 % денежного довольствия (заработка), получаемого в соответствии с Положением о материальном обеспечении космонавтов в РФ, утверждаемым Правительством РФ, по должности космонавта-испытателя, космонавта-исследователя, инструктора-космонавта-испытателя, инструктора-космонавта-исследователя на день увольнения с данной должности. За каждый полный год выслуги сверх указанных сроков (для мужчин и женщин соответственно) пенсия увеличивается на 3 %, но не более чем до 85 % денежного довольствия (заработка).

Таким образом, размер пенсии за выслугу лет гражданам из числа космонавтов составляет от 55 до 85 % денежного довольствия в зависимости от продолжительности общей выслуги.

Максимально учитываемая продолжительность выслуги - 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин (55 % + 3 % .10 лет = 85 %). При выслуге у мужчин от 20 до 25 лет и у женщин от 15 до 20 лет размер пенсии за выслугу лет уменьшается.

К размеру пенсии за выслугу лет устанавливаются надбавки на уход и на нетрудоспособных иждивенцев, размер которых определяется в процентах к общему размеру социальной пенсии. Надбавка на нетрудоспособных иждивенцев начисляется только на тех нетрудоспособных членов семьи, которые не получают трудовую или государственную пенсию.

Размеры пенсий за выслугу лет гражданам из числа космонавтов подлежат повышению на условиях и в порядке, которые установлены ст. 45 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих . Повышение может устанавливаться как в процентах к исчисленному размеру пенсии за выслугу лет (без надбавок и повышений), так и в процентах к расчетному размеру пенсии, который равен общему размеру социальной пенсии.

Размер пенсии за выслугу лет лиц, проходивших военную и иную приравненную к ней службу

Пенсия за выслугу лет лицам, проходившим военную (и иную) службу, устанавливается в следующих размерах:

1) лицам, имеющим выслугу 20 лет и более:

  • за выслугу 20 лет - 50 % сумм денежного довольствия,
  • каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 % сумм денежного довольствия, но всего не более 85 % этих сумм;

2) лицам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шесть месяцев составляет военная и иная приравненная к ней служба:

  • за общий трудовой стаж 25 лет - 50 % сумм денежного довольствия,
  • каждый год стажа свыше 25 лет - 1 % сумм денежного довольствия.

Основные критерии, определяющие размер пенсии за выслугу лет в зависимости от продолжительности имеющейся выслуги, представлены в табл. 6.6.

Таблица 6.6. Размер пенсии за выслугу лет военнослужащим-контрактникам

Пенсии за выслугу лет исчисляются из денежного довольствия военнослужащих и иных приравненных к ним категорий служащих.

Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих предусматривает различные механизмы, определяющие размер выплачиваемой пенсии, включая минимальный размер пенсии (как гарантированный минимум), надбавки, дополнительные основания увеличения и повышения размера пенсии за выслугу лет. Пенсия за выслугу лет, назначаемая в соответствии с указанным Законом, не может быть ниже 100 % расчетного размера пенсии, который фактически равен общему размеру социальной пенсии.

Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих устанавливает разного рода основания для увеличения пенсии за выслугу лет в зависимости от категории граждан, которые являются инвалидами, и причины инвалидности. Размер увеличения зависит от группы инвалидности и варьируется в пределах от 100 до 300 % расчетного размера пенсии (табл. 6.7).

Таблица 6.7. Увеличение размера пенсии за выслугу лет военнослужащим-контрактникам, являющимся инвалидами

Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих предусматривает и такой вид увеличения размеров пенсий, как надбавки за уход и на нетрудоспособных иждивенцев. К пенсии за выслугу лет (в том числе исчисленной в минимальном размере), начисляются следующие надбавки, представленные в табл. 6.8.

Таблица 6.8. Размер надбавки к пенсии военнослужащим-контрактникам

Указанная надбавка на нетрудоспособных иждивенцев начисляется только на тех членов семьи, которые не получают трудовую или социальную пенсию.

Кроме увеличения пенсии за выслугу лет лицам, являющимся инвалидами, и установления указанных надбавок Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих предусматривает целый ряд оснований для повышения размеров пенсий. Повышение может устанавливаться как в процентах к исчисленному размеру пенсии за выслугу лет (без надбавок и увеличений), так и в процентах к расчетному размеру пенсии, который равен общему размеру социальной пенсии.

Повышения, связанные с конкретными основаниями, можно объединить в несколько групп по следующим критериям: 1) лица, удостоенные звания Героев; 2) лица, которые являются чемпионами Олимпийских (Паралимпийских, Сурдлимпийских) игр; 3) лица, награжденные орденами; 4) ветераны войны и лица, пострадавшие в годы войны; 5) ветераны боевых действий; 6) репрессированные граждане.

Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих предусматривает определенные правила повышения размера пенсии. Так, лицам, неоднократно удостоенным звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или Героя Социалистического Труда, пенсия повышается в соответствии с каждым полученным званием.

Заключение

По итогам исследования можно сделать следующие обобщающие выводы.

Цель пенсии за выслугу лет -- освободить таких граждан от необходимости продолжать свою прежнюю работу, в значительной степени компенсировать им утраченный заработок в связи с полным прекращением трудовой деятельности.

Пенсия за выслугу лет занимает своеобразное место в системе государственного пенсионного обеспечения по ряду оснований:

1) она выплачивается при условии оставления работы, с учетом которой установлена и это единственный вид пенсий, который реально осуществляет охранительную функцию, основанную на том, чтобы предотвратить перерастание профессиональной усталости в общую изношенность человеческого организма.

2) пенсия за выслугу лет, по общему правилу, назначается при наличии одного лишь условия - выслуги лет, независимо от достижения пенсионного возраста.

3) само название пенсии указывает на особенность субъекта обеспечения, она должна предоставляться тем, кто служит - служащим.

Исходя из Закона о государственном пенсионном обеспечении РФ право на получение государственной пенсии за выслугу лет имеют всего четыре категории граждан:

1) федеральные государственные служащие;

2) военнослужащие;

3) космонавты;

4) работники летно-испытательного состава.

В России пенсия за выслугу лет для данных категорий работников является основным видом пенсионного обеспечения, вместо пенсии по старости. Размеры таких пенсий выше, чем пенсий по старости.

Обычно пенсия за выслугу лет назначается при полной выслуге. Так для федеральных государственных служащих необходим стаж государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещение должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по определенным («белым») основаниям.

Следовательно, нет полной выслуги, установленной законом, нельзя получить и пенсию за выслугу лет. Однако из этого правила есть исключения, когда недостаточная выслуга просто ведет на уменьшение пенсии на несколько процентов.

Продолжительность специального трудового стажа (выслуги), дающего право на пенсию за выслугу лет, в некоторых случаях различна для мужчин и женщин, а в некоторых одинакова.

Пенсионное законодательство, касающееся пенсий за выслугу лет очень обширно и в целом сложно. Для исчисления пенсий, например космонавтам и летчикам используются достаточно сложные формула системы начисления надбавок к пенсии.

Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. : с учетом поправок к Конституции РФ от 30.12.2008 г. N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ;

2. Закон РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 (в ред. от 01.12.2014 г.) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 9. Ст. 328.

3. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (ред. от 01.12.2014 г.) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - N 52 (1 ч.). - ст. 4920.

4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 02 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - N 51. - ст. 4831.

5. Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 01.12.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

6. Федеральный закон от 07.11.2011 N 306-ФЗ от 07.11.2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 45. Ст. 6336.

7. Указ Президента РФ от 20.09.2010 г. N 1141 «Об утверждении Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» // Собрание законодательства РФ. 2010. N 39. Ст. 4926.

8. Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 г. N 818 «Об утверждении Правила определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» // Собрание законодательства РФ. 2009. N 43. Ст. 5068.

9. Постановление Правительства РФ от 2.11.2009 г. N 883 «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава» // Собрание законодательства РФ. 2009. N 45. Ст. 5356.

10. Постановление Правительства РФ от 21.12.2011 г. N 1074 «Об утверждении Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет» // Собрание законодательства РФ. 2012. N 1. Ст. 119.

11. Закон Московской области от 12.07.2002 г. N 66/2002-ОЗ «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Московской области, государственным служащим Московской области, государственным гражданским служащим Московской области и лицам, замещавшим должности в органах государственной власти Московской области» // Вестник Московской областной Думы. 2002. N 10.

Литература

12. Беликова Т., Минаева Л. Пенсия: расчет и порядок оформления. - Питер, 2012.

13. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. 2010.

14. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». - М.: Деловой двор, 2014.

15. Гоалеева Г.М., Мингазова З.М. Сравнительный анализ понятия «выслуга лет» на государственной, муниципальной службе и в других отраслях экономики // Перспективы науки и образования. - 2013. - № 5.

16. Комлева А.А. Пенсия госслужащих // Бюджетный учет. 2010. N 3. С. 51 - 53.

17. Кутепова К.О., Степанов А.Г. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер. - М.: Омега-Л, 2014.

18. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М., 2006.

19. Слобцов И.А., Шашкова (Кузнецова) О.В. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. 2010.

20. Соболева Е.А. Назначение пенсии государственным служащим // Отдел кадров бюджетного учреждения. - 2011. - N 2. - С. 60 - 69.

21. Тютюнов Н.В. Упорядочение денежного довольствия военнослужащих для исчисления военных пенсий // Социально-политические науки. - 2012. - № 3.

22. Хмелевская С.А., Ермаков Д.Н. Пенсионное Пенсионное обеспечение военнослужащих: проблемы и пути решения. // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. - 2013. - № 4.

виды пенсий:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) социальная пенсия.

Пенсии за выслугу лет

Основным нормативно-правовым источником, указывающим на порядок начисления, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет является Закон N 166-ФЗ. По государственному пенсионному обеспечению назначаются следующие виды пенсий:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) социальная пенсия.

Пенсии за выслугу лет в соответствии с нормами приведенного Закона назначаются федеральным государственным служащим и военнослужащим. Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета. Как правило, это пенсия, которая устанавливается за наличие специального трудового стажа на протяжении определенного времени. В юридической литературе его часто называют "выслугой", "стажем творческой работы" и т.п. Таким образом, пенсии за выслугу лет всегда "стажевые", как и пенсии по старости, но без возрастного ценза.

Иногда пенсией за выслугу лет именуется и та пенсия, которая устанавливается при наличии соответствующего специального стажа (выслуги) и достижении определенного возраста. В то же время пенсией по старости называется в отдельных случаях пенсия, для установления которой требуется длительный специальный трудовой стаж. Пенсии, которые в дальнейшем получили название "выслуга", были введены еще в советское время для многих категорий граждан: военнослужащих, правоохранительных органов, работников здравоохранения, образовательных учреждений и т.п. Сохранились такие пенсии и в российском пенсионном законодательстве, причем в последние годы сфера их применения существенно расширилась. Главная причина - стремление властных структур таким путем компенсировать явную деградацию в последние годы общей системы пенсионного обеспечения, а также создать для определенных категорий служащих привилегированные пенсионные системы.

В Конституции Российской Федерации 1993 г., как и в текстах ее предшественниц, не содержится оснований для установления пенсии за выслугу лет. Изначально пенсия за выслугу лет была введена в связи со спецификой определенной деятельности, службы. Многие авторы высказывают такое предположение, что возрастные ограничения, предусмотренные при выслуге лет, установлены не зря. После того, как человек прослужит несколько лет в определенной сфере, могут очень сильно изменится его мировоззрение, психологические качества. Позже это может негативно сказаться на его дальнейшей службе. Накапливается усталость, начинается перегрузка нервной системы...

Таким образом, пенсия по выслуге лет ограждает человека от психологического напряжения, так как человек, как правило, отстраняется от дальнейшего осуществления своих обязанностей и оправляется на пенсию.

Напомним, что пенсии за выслугу лет устанавливаются военнослужащим и федеральным государственным служащим. Ранее они назначались и летно-подъемному составу авиации и воздухоплавания, некоторым работникам транспорта. Как правило, этот вид пенсии назначается при выслуге всего времени и по размерам больше, нежели простая пенсия по старости. Понятно, что, если гражданин не выслужил определенное количество лет, он не имеет право претендовать на рассматриваемый вид пенсии.

В ранее действовавшем законодательстве (Законе РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации") устанавливался значительный перечень граждан, имевших право на получение пенсии за выслугу лет.

1) граждане, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых; на строительстве рудников и шахт (Список работ и профессий, утверждаемый Правительством Российской Федерации). Они имели право на пенсию независимо от возраста, если трудились на указанных работах не менее 25 лет. Работники ведущих профессий на этих работах - горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин имели право на пенсию если трудились на таких работах не менее 20 лет. Стажевые требования в данном случае не зависели от пола работника, однако такие работы выполняются лишь мужчинами. Применительно к действующему законодательству данная категория работников имеет право на назначение досрочной пенсии;

2) граждане, работающие на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы). А также граждане, работающие на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности. Здесь практически названы две категории работников. Первая - занятые работой на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов и приему готовой продукции на промысле. Вторая - работа на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности. Они имели право на пенсию независимо от возраста при выслуге у мужчин - не менее 25 лет, у женщин - 20 лет. На сегодняшний день в соответствии с действующим законодательством они имеют право на досрочное назначение пенсии по старости;

3) граждане, работающие спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях. Перечень должностей и специальностей не был утвержден. Им устанавливалась пенсия независимо от возраста при выслуге не менее 15 лет. Это связано с тем, что в данном случае предусматривалась лишь возможность назначения такой пенсии, она "могла устанавливаться независимо от возраста при выслуге не менее 15 лет". Правительство Российской Федерации не сочло возможным утвердить перечень, видимо, в связи с тем, что при такой выслуге (15 лет) пенсия по старости назначается спасателям по достижении лишь 40 лет - как мужчинам, так и женщинам. В настоящее время они также имеют право на получение досрочной пенсии по старости;

4) граждане, работающие в гражданской авиации. Данной категории граждан на сегодняшний момент предоставляется пенсия по выслуге лет. Более подробно об этом будет рассмотрено в следующих разделах;

5) граждане, занятые педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Они имели право на пенсию при выслуге не менее 25 лет. Пенсия за выслугу лет для этих граждан - одна из первых таких пенсий, введенных в СССР: она установлена в 1925 г., даже несколько раньше, чем пенсия по старости. Условия назначения данной пенсии неоднократно менялись. Особенность условий, введенных Законом N 173-ФЗ, будет рассмотрена в следующих разделах;

6) граждане, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Они имели право на пенсию при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. Для указанных работников традиционно устанавливалась различная выслуга лет в зависимости от местности, в которой протекала трудовая деятельность. Но трудовая деятельность не так уж редко складывалась из периодов работы в разных местностях. Логика подсказывает простое решение вопроса: в городах необходимо было проработать не 25, а 30 лет. То есть на пять лет, или на 20%, больше, чем в сельской местности. Коэффициент перевода времени работы в сельской местности (поселках городского типа), следовательно, равен 1,2 (30:25);

7) граждане, занятые творческой работой на сцене в театрах и других театрально-зрелищных организациях и коллективах. Пенсии для этих работников появились в СССР несколько позднее, чем пенсии за выслугу лет для учителей, врачей, других работников просвещения и здравоохранения, а также летно-подъемного состава.

Для получения данной пенсии была необходима выслуга 15, 20, 25 или 30 лет в зависимости от характера работы. Чем сложнее, напряженнее работа, тем меньшей продолжительности требовалась выслуга, и наоборот. Согласно установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1991 списку, при стаже творческой работы не менее 15 лет право на пенсию за выслугу лет имели: артисты балета театров балета и театров оперы и балета, исполняющие сольные партии; артисты (гимнасты, эквилибристы, акробаты всех наименований, кроме акробатов-эксцентриков) цирков и концертных организаций.

Право на пенсию при стаже творческой работы не менее 20 лет предоставлено: артистам балета (в том числе на льду); артистам - исполнителям танцевальных номеров в профессиональных художественных коллективах; артистам театров мимики и жеста; травести; артисткам-вокалисткам (солисткам) театров оперы и балета и некоторым другим. При том же стаже творческой работы (не менее 20 лет) для борцов цирков и концертных организаций предусмотрен возрастной ценз 50 лет.

При стаже творческой работы не менее 25 лет право на пенсию за выслугу лет имели, например, артисты-вокалисты (солисты) театров оперы и балета, музыкально-драматических театров, концертных организаций, телевидения и радиовещания, оперных студий высших учебных заведений искусств артисты, играющие на духовых инструментах в профессиональных художественных коллективах. Исключение составляли артистки-вокалистки (солистки), имеющие право на пенсию при стаже творческой работы не менее 20 лет. А вот для артисток драматических театров введен возрастной рубеж: пенсия устанавливалась им при указанном стаже творческой работы по достижении 50-летнего возраста.

Наконец, при стаже творческой работы не менее 30 лет пенсия за выслугу лет назначалась артистам хора профессиональных художественных коллективов. Однако артистам (мужчинам) драматических театров указанный вид пенсии назначался лишь по достижении 55 лет.

Итак, как мы видим, печень лиц, которые имеют право на получение пенсии по выслуге лет, довольно-таки сокращен. В чем дело и почему теперь в новом действующем законодательстве на право получение пенсии по выслуге лет имеют только две категории: государственные служащие, и только федеральные, и военнослужащие? Что же отличает других от этих категорий? Ведь практически все требования к вышеперечисленным гражданам сохранились, но право они имеют на досрочную пенсию по старости. Причины изменений заключаются в следующем.

По действующему российскому пенсионному законодательству гражданин, получивший пенсию за выслугу лет, в дальнейшем имеет право на получение пенсии по старости при достижении им определенного возраста (женщинами - 55 лет, мужчинами - 60 лет). Таким образом, полковник при достижении им 45-летнего возраста с выслугой в 23 года уходит на пенсию и будет получать пенсию по выслуге лет. При достижении им возраста 60 лет ему будет начислена пенсия по старости в соответствии с Законом N 173-ФЗ. А следовательно, он будет получать две пенсии одновременно.

Лица, которые имеют право на досрочную пенсию по старости, получат ее вследствие наличия определенного стажа или достижения определенного возраста. Однако на протяжении всей оставшейся жизни они так и будут ее получать одну. То есть при достижении ими пенсионного возраста еще одна пенсия им насчитана не будет. В этом и заключается особенность пенсии по выслуге лет.

Введение 2 ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ 5 1.1 Понятие пенсии за выслугу лет 6 1.2 Лица, имеющие право на пенсии по выслуге лет 7 1.3 Величина пенсии за выслугу лет 12 Выводы по первой главе 15 ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ 17 ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЛУЖАЩИМ 17 2.1 Порядок определение пенсии за выслугу лет 17 государственным служащим 17 2.2. Величина выплаты пенсий за выслугу лет 26 государственным служащим 26 Выводы по второй главе 28 Заключение 29 Библиографический список 32

Введение

В настоящее время нормы системы социальной защиты населения являются показателями социальной политики государства. Они необходимы для своевременного и адекватного реагирования на различного рода социальные риски, неотвратимо наблюдающиеся в связи с переходом государственного строя к рыночной экономике. Социальные отношения социального обеспечения по своей экономической натуре выступают распределительными: через них распределяется часть валового продукта страны. Социальное обеспечение выступает одним из ключевых направлений развития демократического государства. Именно институт социального обеспечения является гарантом гражданина пенсий и пособий, в том числе, по достижении установленного возраста. Пенсией за выслугу лет называется пенсия, устанавливающаяся при наличии надлежащего продолжительного специального страхового стажа автономно от возраста и фактического состояния трудоспособности. Данная пенсия всегда «стажевая», но без возрастного ценза. Пенсии за выслугу лет назначаются не всем лицам, а лишь отдельным категориям. Начало их установления относится к разным временным перио-дам, отдельные стали возникать заблаговременно до пенсионной реформы 1956 года. Пенсионные выплаты для работников здравоохранения, просвещения, кадровых военнослужащих вводились на границе 30-х годов. Сохранились данные пенсии и в современной пенсионной структуре, су-щественно, что за последнее время область их использования значительно увеличилась. Основной причиной выступает тенденция властных органов с помощью этого возместить очевидный спад в целой системе пенсионного обеспечения, при этом организовать для некоторых категорий служащих привилегированных пенсионных систем. Пенсия за выслугу лет предоставляется лицам, руководствуясь ст. 2 Федерального закона Российской Федерации «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в качестве возмещения заработка (дохода), из-за прекращения ими служебной деятельности при достижении учрежденной законом выслуги лет. Касательно лиц, проходивших военную службу, назначение пенсии за выслугу лет автономно от достижения общепринятого пенсионного возраста призвано формировать условия для их приспособления к гражданской жизни, содействовать переходу в прочие сферы занятости, без допущения значительного уменьшения уровня жизни из-за изменения рода деятельности и специальности. Социальное обеспечение выступает одним из центральных направлений развития каждого демократического, правового государства. Именно институт социального обеспечения является гарантом пенсий и пособий, в том числе, по достижении установленного возраста. Актуальностью данной работы является рассмотрение современного по-ложения социального обеспечения в Российской Федерации, в особенности пенсионного обеспечения отдельной группы граждан, имеющих право на получение пенсии за выслугу лет. Целью курсовой работы является характеристика пенсии за выслугу лет. Для решения цели работы были выдвинуты следующие задачи: 1. Анализ общих положений о правовом статусе государственных служа-щих; 2. Характеристика основных принципов государственной службы; 3. Рассмотрение условий и величины назначения пенсий за выслугу лет государственным служащим. Объектом исследования курсовой работы выступают общественные отношения, возникающие вследствие пенсионного обеспечения государствен-ных служащих за выслугу лет. Предмет исследования: нормы права, которые регулируют общественные отношения, возникающие при пенсионном обеспечении государственных служащих за выслугу лет. Применялись следующие методы исследования: анализ нормативно-правовых актов, анализ литературных источников, а также источников сети Интернет, обобщение и синтез собранной информации. Работа выполнялась с опорой на следующие Федеральные законы № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», №44 от 30.06.2003 «Об утверждении Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты: Постановление Минтруда РФ». Методологической основой работы выступили труды таких авторов как Аминов В.М., Беляев В.М., Борисов А.Р., Васильев А.Н., Волкова Ю.С., Галаганов О.И., Конева В.П., Кутепова Е.С., Миронова К.О. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, параграфов, выводов по каждой главе, заключения и библиографического списка, включающего 23 наименования. Ключевым положением, выносимым на защиту является предположение по расширению перечня должностей, имеющих право на пенсию за выслугу лет.

Заключение

Проанализировав литературу, было определено, что пенсия за выслугу лет – пенсия, устанавливаемая при наличии необходимого продолжительного специального трудового стажа автономно от возраста и действительной трудоспособности. В Российской Федерации пенсия за выслугу лет для отдельных категорий работников выступает главным видом пенсионного обеспечения (военные, сотрудники правоохранительных органов). Величина данных пенсий больше, чем пенсий по старости. Другая группа граждан помимо пенсий за выслугу лет может использовать пенсию по старости, величина которой выше (работники органов просвещения, здравоохранения, артисты и др.) Федеральным законом № 166-ФЗ предусмотрены следующие категории лиц, которые пользуются правом на пенсию за выслугу лет: 1. Федеральные государственные служащие – стаж государственной гражданской службы должен быть не менее 15 лет, замещение должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев. 2. Военнослужащие (кроме граждан, которые проходили службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) - военнослужащие, которые имеют на день увольнения со службы выслугу на военной службе 20 лет и более; уволенные со службы по достижению предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба. 3. Космонавты – обязательно наличие выслуги в соответствующих должностях не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, из которых не менее 10 календарных лет у мужчин и не менее 7,5 лет у женщин приходятся на работу в летно-испытательном подразделении. При оставлении работы по состоянию здоровья – наличие выслуги не менее 20 лет у мужчин и 15 лет у женщин, из которых не менее 10 лет и 7,5 соответственно у мужчин и женщин относятся к работе в летно-испытательном подразделении. 4. Работники летно-испытательного состава – для данной категории обязательна занятость в летных испытаниях опытной и серийной авиационной, воздухоплавательной, аэрокосмической и парашютно-десантной техники. Выслуга должна быть не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, из которых не менее двух третьих выслуги относится к работе в должностях, которые дают право на пенсию за выслугу лет. При оставлении работы по состоянию здоровья выслуга должна быть не менее 20 лет у мужчин и 15 лет у женщин Величина пенсии вычисляется на основании заработка: за полную выслугу в пенсию перечисляется некоторая доля заработка; за выслугу больше полной – пенсия увеличивается до некоторых п?еделов. Величина пенсий за выслугу лет в прочих странах, как правило, соотносится с размером пенсии по старости, для отдельных граждан он больше (пенсия для кадровых военнослужащих и отдельных других ка-тегорий граждан). В ходе анализа литературы по вопросам порядка назначения пенсии государственным служащим за выслугу лет было выявлено, что обязательным условием установления пенсии за выслугу лет выступает не только имеющийся стаж государственной службы не менее 15 лет, увольнение по собственному желанию по выходу на государственную пенсию, а также наличие установленной трудовой пенсии по старости (инвалидности). Работнику кадровой службы необходимо разъяснять работнику, что, когда придет день исполнения необходимого возраста после выхода на пенсию по старости или инвалидности, при осуществлении государственной службы не меньше 15 лет, он получает право на государственную пенсию за выслугу лет. Для того, чтобы оформить ее необходимо подать заявление в администрацию предприятия. Вместе с этим ему разъясняется последовательность исчисления государственных пенсий за выслугу лет и условия их выплат. Перед тем, как уволиться с государственной службы государственному гражданскому служащему необходимо подать заявление об установлении ему государственной пенсии за выслугу лет (в письменной форме), где должно быть указано наименование должности – замещения федеральной службы на день увольнения, в строгой согласованности с наименованием государственной должности, который установлен в перечне государственных должностей. Форма заявления, как правило, есть в организации (учреждении). Текст заявления, собранный по определенной форме, извещает будущего пенсионера о его правах и обязанностях: информировать отдел социального обеспечения обо всех ситуациях, которые влекут уменьшение величины пенсии либо приостановку ее выплаты и т.п. Данные, которые указываются в заявлении, должны отвечать паспортным данным. Величина пенсии за выслугу лет государственных служащих находится в зависимости от среднемесячного заработка и выслуги. При этом установлен верхний передел, ограничивающий размер пенсии.

Список литературы

1. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15.12.2001 2. Аминов, В.М. Расчет стажа госслужащих /В.М. Аминов // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. – 2010. – №7. – С. 33 – 44. 3. Беляев, А.Р. Государственные гарантии гражданским служащим // Беляев А.Р. // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2009. – №11. – С. 40 – 52. 4. Борисов, А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». – «Дело-вой двор», 2011. – 234 с. 5. Васильев, Ю.С. Пенсионное обеспечение федерального гражданского служащего/ // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложе-ние. – 2010. – №3. – С. 7 – 18. 6. Волкова, О.И. Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 17.10.2009 №818 «Об утверждении Правил определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» // Оплата труда в бюджетном учреждении: акты и комментарии для бухгалтера. – 2009. – №12. – С. 40 – 49. 7. Галаганов, В.П. Право социального обеспечения: учебник для СПО / В.П. Галаганов. – М.: Кнорус, 2010. – 512 с. 8. Галаганов, В.П. Организация работы органов социального обеспече-ния: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 176 с. 9. Горшков, А.В. Право социального обеспечения. – М.: Омега – Л, 2011. – 166с. 10. Комлева А.А. Пенсия госслужащих // Бюджетный учет. – 2010. – №3. – С. 51 – 53. 11. Конева, Е.С. Исчисление среднемесячного заработка при определе-нии пенсии за выслугу лет федерального государственного гражданского служащего // Отдел кадров бюджетного учреждения. – 2009. – №12. – С. 55 – 62. 12. Кутепова, К.О. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер / К.О. Кутепова, А.Г. Степанов. – 2-е изд., перераб. – М.: Омега-Л, 2010. – 142 с. 13. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. – М.: Юрайт, 2010. – 592 с. 14. Миронова, Т.К. Право социального обеспечения: учеб. пособие / Т.К. Миронова. – М.: Проспект, 2013. – 312 с. 15. Петров, А.Н. Государственные пенсии в Российской Федерации: практический справочник. – М., 2007. – 318с. 16. Пенсионная реформа: вопросы и ответы // Финансы. – 2009. – №9. – С. 62 – 63. 17. Пенсионная реформа: вопросы и ответы // Финансы. – 2010. – №10. – С. 72 – 73. 18. Право социального обеспечения России: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 521400 «Юриспруденция» и специальности 021100 «Юриспруденция» / [М.О. Буянова и др.]; под ред. К.Н. Гусова. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – 635 с. 19. Право социального обеспечения России: учебник для вузов / под ред. К.Н. Гусова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – 636 с. 20. Право социального обеспечения: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования /В.П.Галаганов. – М.: Издательский центр «Акаде-мия», 2012. – 448с. 21. Право социального обеспечения: Учебник /Г.В.Сулейманова. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 559 с. 22. Чехова, О.А. Общие принципы правового регулирования пенсионно-го обеспечения / О.А. Чехова // Теория и практика государственного и муниципального управления: сб. науч. ст. / Сиб. акад. гос. службы, Алт. фил. – Барнаул: Азбука, 2006. – С. 57–65. 23. Цветков, С.Б. Право социального обеспечения: Учебное пособие. - Волгоград, 2009. – 200 с.