Тесты узнать правша или левша. Правша или левша – как определить ведущую руку ребенка? Когда у ребёнка начинает доминировать правая или левая рука

Мы знаем, что полушария человеческого мозга работают по-разному: левое полушарие отвечает за логику и речь, правое полушарие - за образность, целостность и эмоциональность (Читайте ). Такая функциональная асимметрия человеческого организма проявляется в разных формах поведения, при этом те или иные поведенческие реакции могут строиться по правому или левому типу. Так что вы можете проделать несколько упражнений и узнать, какие типы реакций преобладают у каждого из вас. Приготовьте лист бумаги и карандаш. После каждого задания вы будете фиксировать на листке, какой тип реакции - ПРАВЫЙ или ЛЕВЫЙ - проявился у вас. Отмечайте их буквами «П» и «Л».

Первое задание . Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху - правый или левый. Если сверху оказался правый палец, то это правый тип реакции, так и отметьте в своем листке. Если сверху левый палец, то тип реакции у вас левый.

Второе задание. Ваши глаза открыты. Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза!).

А сейчас закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции - правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза - тип реакции левый.

Третье задание. Это так называемая поза Наполеона. Скрестите руки на груди и посмотрите, какая рука оказалась сверху, правая или левая. Результат зафиксируйте.

Наконец, четвертое задание. Сначала немного поаплодируйте.

А теперь обратите внимание, какая рука при этом у вас оказывается сверху - правая или левая. Теперь зафиксируйте этот результат на своем листке.

Все задания проделаны. По количеству правых и левых типов реакции вы можете в первом приближении определить свой тип межполушарной асимметрии. Первое задание позволяет судить об общем характере вашего психологического склада, является ли он логическим или эмоциональным. Второе задание может говорить о таких чертах характера, как твердость и агрессивность. Третье - указывает на склонность к простодушию или кокетству, четвертое - на решительность или нерешительность характера.

А вот более подробное описание типов по результатам тестирования:

1. Ориентация на общепринятое мнение (стереотипы), консервативный тип характера, наиболее стабильное (правильное) поведение.

2. Неуверенный консерватизм, слабый темперамент. Нерешительность.

3. Способность к кокетству, решительность, чувство юмора, активность, энергичность, темпераментность, артистизм. При общении с ним необходимы юмор и решительность, так как этот сильный характер не воспринимает слабые типы.

4. Редкий и самостоятельный тип характера. Кокетство, чувство юмора, мягкость, артистизм. Некоторое противоречие между нерешительностью и твердостью характера.

Высокая контактность, но медленное привыкание.

5. Деловой тип характера, сочетающий аналитический склад и мягкость. Чаще встречается у женщин. Общепринятый тип «деловой женщины».

Медленное привыкание, осторожность. Такие люди никогда не идут на конфликт «в лоб», у них преобладает расчет, терпимость, «вязкость», замедленность в развитии отношений, некоторая холодность

6. Самый слабый тип характера, очень редок. Беззащитность и слабость.

Подверженность различным влияниям. Встречается только у женщин.

7. Склонность к новым впечатлениям и способность не создавать конфликты. Некоторое непостоянство, способность кокетничать в аналитической манере, особая мягкость. Эмоциональная медлительность, томность. Простота и редкая смелость в общении, способность переключаться на новый тип поведения.

Чаще встречается у женщин.

8. Непостоянный и независимый характер, основная черта - аналитичность. Встречается редко.

9. Часто встречающийся тип характера с очень хорошей адаптацией к разным условиям.

Эмоциональность в сочетании с недостаточной настойчивостью, которая прежде всего проявляется в основных стратегических вопросах (брак, образование и т.п.). Высокая подверженность чужому влиянию. Легко контактирует со всеми остальными типами характера. У мужчин эмоциональность понижена, наблюдается склонность к флегматичности.

10. Слабая настойчивость, мягкость, уступчивость осторожному влиянию, наивность.

Требует особо тщательного отношения к себе - тип «маленькой королевы».

11. Самый сильный тип характера, трудно поддается убеждению. Способен проявлять настойчивость, но иногда она переходит в «зацикливание» на второстепенных целях.

Сильная индивидуальность, энергичность, способность к преодолению трудностей. Некоторый консерватизм из-за недостаточного внимания к чужой точке зрения.

Такие люди не любят инфантильности.

12. Сильный и ненавязчивый характер. Практически не поддается убеждению.

Основная черта - внутренняя агрессивность, прикрытая внешней мягкостью и эмоциональностью. Быстрое взаимодействие, но медленное взаимопонимание.

13. Дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов.

14. Основные черты: простодушие, мягкость, доверчивость. Это очень редкий тип (1% женщин, у мужчин практически не встречается).

15. Эмоциональность в сочетании с решительностью (основная черта), энергичность, некоторая разбросанность приводят к тому, что у подобных характеров возможны эмоциональные, быстро принимаемые, непродуманные решения. Поэтому в общении с ними важны дополнительные «тормозные механизмы».

16. Способность по-новому взглянуть на вещи (антиконсерватизм), наибольшая эмоциональность, индивидуальность, эгоизм, упрямство, защищенность, иногда переходящая в замкнутость. Способность «ослепительно» улыбаться.

Определение рукости.
Когда ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, так как переучивание может отрицательно отразиться на развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья.

В каком возрасте нужно определять ведущую руку? Специалисты считают, что целесообразно делать это в 4-5 лет. Начиная с 16-20 недель и до 2 лет у ребенка происходят волнообразные изменения рукости. С 2 до 4-5 лет руки практически равноценны и одинаково активны , причем большая часть действий совершается обеими руками. Лишь в возрасте 4-5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук.

Действия, которые ребенок выполняет одной рукой, редки и просты (за исключением письма и рисования) и состоят главным образом из повторения одного и того же движения (чистка зубов, еда ложкой или вилкой без ножа, расчесывание). Большая часть повседневной двигательной активности требует участия обеих рук, но каждая рука выполняет свои действия. Приглядитесь, например, как ребенок развязывает узелок, шнурует ботинки, складывает кубики или собирает конструктор. Наблюдение покажет вам, что одна рука (ведущая) осуществляет активное движение, а другая удерживает предмет.

Существует несколько вариантов определения рукости. Наиболее распространенным является метод количественной оценки с помощью вопросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий. Этот вариант, как правило, используется при оценке рукости у детей 6-7 лет. Однако не каждый ребенок может объективно оценить, какой рукой он выполняет действия легче, увереннее, лучше. Более эффективно использовать специальные задания.

Наиболее типичные тесты.

1. Переплетение пальцев рук. Предложите ребенку сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей - левой.
2. Поза Наполеона - складывание рук на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.
3. Одновременные действия обеих рук - рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, - более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся.
Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.
4. Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей. Для оценки скорости можно использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (касаний ручки) плоскости листа. Задание выполняется трижды, затем рассчитывается среднее значение.
5. Силу каждой руки необходимо измерить три раза ручным динамометром и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая по силе неведущую на 2 кг.

Немецкий исследователь Ф. Кречмер предлагает для определения рукости попросить ребенка продемонстрировать следующие действия:
полить цветы, пересыпать песок лопаткой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку, вынуть пробку из ванны и т. д.

Если ребенок выбирает для выполнения всех заданий левую руку, при этом его движения легче и точнее, то он - левша. Однако использовать задания, предложенные Ф. Кречмером, не так просто, как кажется на первый взгляд. При определении рукости важно все: где находится предмет, которым нужно манипулировать, где находится ребенок, как дается инструкция.

Cистема тестов для определения рукости, разработанную М.Г. Князевой и В.Ю. Вильдавским.

Эта система включает игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Бытовые, часто используемые действия дети выполняют обеими руками, что затрудняет выделение ведущей руки. Поэтому некоторые задания мы даем в двух вариантах. Для того чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие условия:

* Лучше, чтобы ребенок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть.
* Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребенка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки.
* Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т. п. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребенок не видел их, не отвлекался.

Первое задание - рисование . Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: "я не умею", "у меня не получится". Можете успокоить малыша: "Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся" Подбодрите его, скажите, что он делает все верно. В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков.
Проследите за тем, чтобы ребенок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел.

Во всех заданиях, приведенных ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активное действие.

Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в такую таблицу:

Задание Левая рука Обе руки Правая рука
1. +
2. +
3. +

Второе задание - открывание небольшой коробочки , например спичечного коробка. Ребенку предлагается несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: "Найди спичку (фигуру) в одной из коробочек". Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки. Вы можете использовать для этого задания коробочки со счетными палочками.

Третье задание - "Построй колодец из палочек (спичек)". Сначала из палочек (спичек) строится четырехугольник, а затем выкладываются второй и третий ряды

Четвертое задание - "Игра в мяч". Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросать мяч в цель, например в корзину, ведерко, круг.

Пятое задание - вырезание ножницами рисунка по контуру. Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчика, узор и т. п.). Учтите, что более активной может быть рука, которой ребенок держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вы можете получить неверный результат, если размер и форма ножниц не соответствуют руке ребенка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10-15 штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки. Можно использовать карточки детского лото

Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола перед ребенком и только после этого еще раз сформулировать задание: "Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой". Для того чтобы ребенку было интереснее, попросите его называть то, что нарисовано на карточках.

Шестое задание - нанизывание бисера или пуговиц на иголку с ниткой или шнурок.

Седьмое задание - выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2-3 шт.) с завинчивающимися крышками. Учтите, ребенок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырек.

Восьмое задание - развязывание узелков (заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины). Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).

В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узелков - процесс довольно сложный и ребенок, как правило, использует обе руки. Можно использовать иной вариант этого задания - составление цепочки из скрепок. Как правило, ребенок в одной руке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить.

Девятое задание - построить из кубиков дом, ограду и т. п.
Ведущей является рука, которая чаще берет, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно продублировать задание, предложив ребенку конструктор, мозаику с конкретным заданием.

Если при выполнении задания ребенок активнее работает левой рукой, то ставится знак плюс (+) в графу "Левая рука", при предпочтении правой - в графу "Правая рука". Если одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак плюс ставится в графу "Обе руки".

Десятое задание - для родителей. Это данные о семейной леворукости. Если в семье у ребенка есть леворукие родственники - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, нужно поставить плюс в графу "Левая рука", если нет - в графу "Правая рука". Если вы получили больше семи плюсов в графе "Левая рука", то ребенок скорее всего леворукий.

Внимательно проанализируйте результаты. Если вы получили все плюсы в графе "Левая рука" за задания 2-9, а за первое - рисование - плюс будет стоять в графе "Правая рука", то это означает, что бытовые действия ребенок действительно может лучше выполнять левой рукой, а графические - правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой в выполнении графических заданий.

А как быть, если ребенок одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой?

Нередко он начинает писать и правой, и левой рукой, иногда рисует левой, а пишет правой или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руку, что сильно затрудняет процесс формирования навыка письма. Часто взрослые - и педагоги, и родители - придерживаются такой позиции: "какую руку чаще использует, той пусть и пишет". Но одно дело - выполнять привычные бытовые действия, другое - писать. Существуют даже специальные термины: "графическое функциональное превосходство" (т. е. бывают "графические левши" и "графические правши") и "бытовое функциональное превосходство".

Исследования французских ученых показали, что в 90% случаев "графические левши" оказываются и "бытовыми левшами". Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма. Поэтому еще раз разберем некоторые возможные варианты.

1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т. е. одинаково хорошо пишущие и рисующие и правой, и левой рукой. Как правило, эти дети - левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдет легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным.

2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.

Очень часто десяти заданий недостаточно для того, чтобы определить, какой рукой ребенок действует более активно и ловко. В этих случаях можно выбрать дополнительные задания, например из тех, которые предлагает французская исследовательница М. Озьяс:

1. Выпить воду из стакана..
2. Почистить обувь щеткой.
3. Вставить стержень в отверстие пуговицы (бусины) и поднять ее.
4. Намотать нитку на катушку (лучше использовать деревянные катушки).
5. Перелить воду из одного сосуда в другой.
6. Попасть иголкой в небольшую точку (можно сделать "мишень" на листе бумаги или использовать игру "Дартс").
7. Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического или пластмассового конструктора.
8. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр (во фла кон с узким отверстием).
9. Проколоть дырочки в листе бумаги (5-6 раз) иголкой, булавкой.
10. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
11. Продеть нитку в иголку.
12. Стряхнуть с себя соринки, пыль.
13. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
14. Достать бусинку ложкой из стакана.
15. Позвонить в колокольчик.
16. Закрыть, открыть застежку-молнию.

В тех случаях, когда определить ведущую руку трудно, обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12, 13, 14. Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют более объективно оценить превосходство одной руки над другой.

По материалам книги Безруких М.М. "Леворукий ребенок."

Проверим кто вы - левша или правша?

А все началось с того, что я неоднократно видела сцену, когда дочка моей подруги кушает левой рукой, но ее мама постоянно делает девочке замечание, чтобы она взяла ложку в «правильную» правую руку. Подобных переобучений в нашей жизни можно найти массу. И когда эта девочка вырастет, то скорее всего, она будет обычной правшой, но даже тогда внутри она может оказаться левшой. Как это может быть? Все дело в человеческом мозге и взаимосвязи левши и правши с работой определенного полушария головного мозга.

Ученные доказали взаимосвязь между работой разных полушарий головного мозга, праворукостью и способом мышления человека. Согласно их изучениям, у праворуких людей - правая рука главная, ею кушают пишут и т.д. А работает левое полушарие головного мозга, которое отвечает за логику. У тех людей, у которых главной и активной рукой является левая, управляет правое полушарие, которому свойственно руководствование эмоциями, а также образное жизненное восприятие.

Не спорю с тем, что у нормального человека должны работать оба полушария, но какое-то из них в определенные моменты работает чаще. В итоге можно получить человека, который чаще руководствуется логикой (правша) или эмоциями (левша). Иногда у меня такое впечатление, что большая часть мужчин правши, а девушки очень часто потенциальные левши. Это утверждение можно проверить с помощью простого теста.

Для проведения теста вам потребуется помощь любимого, подруги или мамы. Вы должны выполнять простые действия, а ваш помощник следить и анализировать. Анализ приведен ниже тестов, но подглядывать не стоит!

Ваши умения


1.Нужно налить в стакан чаю из чайника и выпить.
2.Постарайтесь прыгнуть как можно дальше с места.
3.Возьмите бутылку с отвинчивающейся пробкой и откройте ее, после чего выпейте немного и закройте ее обратно.
4.Возьмите картошку и почистите ее ножом.
5.Возьмите стакан с водой, бросьте туда бусинку и достаньте ее обратно ложкой.
6.Нарисуйте одной рукой квадрат по клеточкам, а после второй рукой - такой же квадрат.
7.Представьте, что вы боксер на ринге, а теперь поскачите, как боксер.

Ваши таланты


1.Нужно сцепить руки в замок.
2.Определите какой портрет вам больше нравится 1 или 2.



3.Нужно подойти к входной двери и посмотреть в глазок.
4.Нужно взять пять пустых коробочек от спичек, в одну из которых бросить одну спичку. Когда вы отвернетесь, подруга должна перетасовать коробочки, а вы после угадывайте до тех пор, пока не угадаете.
5.Вам нужно разделить сумму денег еще на троих людей. Разложите на столе купюры, раздавая их вымышленным персонажам.
6.Со словами:«Ну и чего ты снова приперся!» скрестите руки на груди.
7.Пусть подруга скажет вам тихо что-то по секрету, а вы ее внимательно послушайте.

Анализируем умения:



1.Чайник и стакан вы берете левой рукой - Л, правой - П, если одно действие делаете одной рукой, а второе другой - А.
2.Если толчковой оказалась левая нога - Л, правая - П. Если делаете 3 попытки и ноги оказываются разными, то А.
3.Какой рукой вы делаете вращательные движения Л или П? Раскручиваете одной, а закручиваете бутылку другой - А.
4.Определяем максимальную подвижность руки. Какая рука двигается более часто Л или П? Если руки двигаются синхронно, помогая друг другу - А.
5.Если стакан стоит на столе, то определяем какой рукой достаем бусину П или Л. Если стакан поднят одной рукой, а ложка в другой руке - А.
6.Определяем быстроту, точность, силу нажатия и как редко отрывается рука от листочка - Л, П или А.
7.Нападающая рука Л или П. Если руки постоянно меняются, то А.

Анализируем таланты:


1.Определяем большой палец правой - П или левой руки - Л находится сверху.
2. 1-П, а 2-Л.
3.Левым глазом смотрите - Л, а правым - П.
4.Вы коробок какой рукой открываете Л или П?
5.Если вы левой рукой держите купюры, а правой их снимаете - П, если левая рука подает правой руке купюры - значит Л.
6.Какое предплечье находится сверху Л или П?
7.Подруга шепчет:«Давай быстрее определимся в этом тесте и пойдем гулять». Каким ухом вы прислушиваетесь Л или П?

Определяем результат:


Ваши умения. Вы можете определить как вы научились пользоваться ресурсами мозга. Подсчитываем какой буквы оказалось большее количество. П - правша, Л - бытовая левша, А - амбидекстр, который способен работать двумя руками. Это самый уникальный вид. Самым известным амбидекстром можно смело назвать Леонардо да Винчи.

Ваши таланты. Определяем какое полушарие головного мозга у вас работает более активно. Подсчитываем какой буквы оказалось больше П - у вас активно левое полушарие, Л - правое полушарие головного мозга.

Комбинация букв


Если составить комбинацию из получившейся буквы теста «Ваши умения» и теста «Ваши таланты», то получим следующие психологические особенности:

Л-Л - Вас можно назвать полноценной левшой, вместе с чем у вас проявляется творческий склад характера, независимое мышление, но немного слабые бытовые навыки. Вам нужна забота, чтобы добиваться успеха.

Л-П - Наиболее редкий вариант, но обладатели этого вида определенно обладают бойцовским характером, а также умением отстоять свою позицию.

П-Л - У человека этого вида хорошее умение приспосабливаться к жизненным ситуациям. Беречь свой внутренний мир от посторонних - это способ выжить в условиях правшей. У таких людей много упорства и здравого смысла, чтобы воплощать в жизнь задуманное.

П-П - Очень надежный и верный человек, на которого всегда можно положиться в трудную минуту, несмотря на кажущееся занудство.

А-Л - Бурный темперамент и яркая личность - основные черты человека этого вида. Среди достоинств - правдивость, которая иногда становится недостатком, а также возможность решения проблем самыми смелыми и радикальными решениями.

А-П - Человек этого вида постоянно занят работой над собой. Быть лучше, сильнее, умнее - основные кредо такого человека. Прямолинейность, упрямство и отличная хватка делают человека А-П трудоголиком, который не умеет расслабляться, но умеет загонять себя новыми идеями и проектами.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

Около 10 % населения земного шара – абсолютные левши. Правшей ощутимо больше – около 40 %. Остальные люди также считают, что они правши или левши, но отмечают у себя и некоторые предрасположенности к использованию и противоположных сторон тела (т.н. смешанный тип).
Склонность к преимущественному использованию правой или левой стороны тела связана, в основном, с генами, полученными от родителей. Если оба родителя были правшами, то ребенок в подавляющем количестве случаев также родится правшой. У родителей левшей, ребенок почти гарантированно будет левшой. Также возможны варианты при различном использовании сторон тела у родителей.
Для того, чтобы точно определиться, правша или левша человек, достаточно провести некоторые простейшие тесты, которые подскажут, какая сторона тела преимущественно используется.

Правша или левша. Тест

1. Скрестите руки на груди. Ведущая рука обычно оказывается сверху. Если поменять руки, то будет неудобно.
2. Сделайте небольшой кружок пальцами правой и левой рук и посмотрите в него обеими глазами на какой-нибудь предмет. Теперь поочередно закрывайте то один, то другой глаз. При просмотре в кружок основным глазом, изображение остается на месте. При просмотре другим глазом изображение сильно сместится в сторону.
3. Похлопайте в ладоши. Основная рука хлопает сверху.
4. Посмотрите на лунки ногтей большого пальца и мизинца. Считается, что на ведущей руке лунки немного больше по размеру. Кстати, считается также, что и сами пальцы ведущей руки на 1-2 мм длиннее, чем у другой.
5. Переплетите пальцы рук между собой. У ведущей руки большой палец окажется сверху.
6. Приложите телефон к тому уху, которым Вы обычно слушаете. Если поменять ухо, то будет неудобно. Так можно будет понять ведущее ухо.
7. Заметьте, какой ногой Вы отталкиваетесь или начинаете делать шаг. Это покажет ведущую ногу.

Обычно прохождение данного несложного теста с уверенностью показывает предрасположенность к правшам или левшам. Если во всех пунктах выявляется использование только одной стороны, то Вы 100%-ный правша или левша. Если наблюдается преимущественное использование правой или левой стороны тела, то это свидетельствует о некотором использовании и противоположной стороны тела.
У некоторых людей результаты теста оказываются одинаковыми для правой и левой стороны. Данное явление имеет название амбидекстрии. Она отмечается почти у 10% людей со смешанным типом использования сторон тела.
В любом случае, какой бы стороной тела Вы ни пользовались, это не оказывает непосредственного влияния на жизнь человека. Единственное, к чему приходится привыкать левшам, это к тому, что большая часть предметов и вещей ориентирована на правшей. Но т.к. левшам приходится привыкать к такому положению вещей с детства, то это не вызывает таких сложностей, которые могли бы возникнуть при необходимости изменения уже сложившихся привычек и навыков.
Интересно: Если Вы левша, то имеете полное право отмечать 13 августа каждого года свой «профессиональный» праздник – Всемирный день леворуких.

Около 15% всего населения планеты Земля являются левшами, 1% земного шара составляют люди, которые хорошо управляются как левой, так и правой рукой, и остальное население - правши. Как узнать, как узнать левша или правша ребенок? От чего же это зависит? Что делать если у ребенка наблюдается склонность к левшеству? Плохо это или хорошо? Стоит ли переучивать? Чего опасаться? Об этом и многом другом поговорим в данной статье.

Левша и правша: в чем отличие

Левшество - это не порок, такая специфика не влияет на дальнейшую жизнь ребенка, его здоровье, карьеру, отношения с коллективом, будущую семью. Дети с такой особенностью практически ничем не отличаются от правшей. Но существуют некоторые нюансы.


  • спортсменов (Олег Блохин, Пеле и др.);
  • писателей (Аристотель, Лев Толстой, Марк Твен);
  • политиков (Бил Клинтон, Барак Обама, Уинстон Черчилль);
  • военных (Юлий Цезарь, Фидель Кастро, Наполеон Бонапарт);
  • ученых (Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Леонардо Да Винчи);
  • художников (Пабло Пикассо, Микеланджело, Рафаэль).

Как определить левша или правша ребенок

До года невозможно определить, является ли кроха левшой или правшой. Некоторые признаки такого явления начинают проявляться в возрасте 1,5-2 лет, но точно определить можно в 6-7 лет. На ранних этапах взросления малыша (после 1 года) родителям рекомендуется :

  • чаще обращать внимание на то, какой рукой кроха тянется к игрушке, берет ложку, какую руку подает при ходьбе;
  • наблюдать за ребенком при рисовании . Хоть в этом возрасте дети пользуются двумя руками одинаково, можно посмотреть на качество рисунка, а также на частоту использование левой или правой руки.
  • в играх с мячом, конструктором или кубиками, определите какую руку малыш применяет чаще.

С карапузом постарше можно провести тест «Левша или правша».

  1. Дайте кусочек бумаги и ножницы, попросите его вырезать круг.
  2. Поставьте перед дошкольником 2 емкости, в одной из них должна находиться вода (или любая другая безопасная жидкость). Попросите перелить содержимое.
  3. Предложите сделать браслет для мамы: нанизать бусинки на нитку или леску.
  4. Попросите детёныша выловить «рыбку» в ванне.
  5. Дайте дошкольнику маленькие наручные часы и предложите ему послушать тиканье. Проследите, каким ухом он наклонится к часам.
  6. Попрыгайте вместе. В процессе, обратите внимание на то, какой ногой он больше отталкивается от земли.
  7. Предоставьте чаду лист бумаги с вырезанной дырочкой в центре и попросите его посмотреть через отверстие одним глазом.

Если при выполнении данных заданий ребенок преимущественно использовал левую сторону своего тела, то скорей всего он левша, а если правую, то, соответственно, правша.

Как понять левша или правша ваш ребенок? Рекомендуем посмотреть советы детского нейропсихолога об определении левшества или правшества.

Может ли быть такое, что правша стала левшой и наоборот

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть основные разновидности левшества.

  • Генетическая. Если кто-то из родителей левша, такая наследственность может передаться и дитю.
  • Приобретенная (еще называют вынужденной) леворукость проявляется тогда, когда у ребенка была длительная травма правой руки, и он приспособился выполнять все действия левой рукой.
  • Патологическая. Бывает при вне утробной патологии плода, в результате чего функции левого полушария, берет на себя правое. Помимо того, что такие крохи рождаются левшами, у них могут быть проблемы с речевым аппаратом.

Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что ребенок, в силу определенных причин, может приспособиться пользоваться другой рукой или вовсе сменить ведущую руку. Часто бывают ситуации, в которых ребенок до 1,5 лет рос правшой, а после 2 лет начал больше использовать левую сторону в моторной и сенсорной асимметрии. Но это никак не значит, что дитя с правши превратилось в левшу. Это подтверждает лишь то, что координационная функция малышей активно развивается после 1-1,5 лет и определить наклонности ребенка в раннем возрасте или делать какие-либо прогнозы по поводу этого невозможно.

Стоит заметить, что большинство родителей после выявления у дитя признаков левшества, начинают усердно перевоспитывать ребенка. Правильно ли это? Специалисты не рекомендуют этого делать, ведь это особенность вашего чада, которая ничем плохим для него не грозит. В противном случае, результатом родительского вмешательства могут быть нервные срывы, заикание, нарушения пищеварения, нервный тик и другие негативные последствия для ребенка.

Правша и левша одновременно: возможно ли

Существует такое явление как амбидексирия - умение владеть и правой и левой рукой (левое и правое полушарие мозга одинаково развиты). Такое состояние может быть результатом генетических процессов, а также последствием тренировок.

СПРАВКА! В 19 веке бытовало мнение, что человеку, которому удалось подчинить две руки, удастся покорить целый мир. Считалось, что это сверхлюди.

Известными представителями "сверхчеловечества" являются: Пол Маккартни, Леонардо Да Винчи, Курт Кобейн, Мария Шарапова.

Отвечая на вопрос о возможности превращения левши в правшу и наоборот, можно сказать, что, скорей всего, такие изменения возможны только в рамках моторной асимметрии. То есть, леворукий ребенок может приспособиться управлять правой рукой и соответственно, праворукий - левой.

Советы родителям леворуких детей

  • Объясните ребенку, что он особенный. Нередко, леворукие дети являются предметом насмешек в детских садиках и начальных классах. Маме и папе стоит найти подходящие слова и дать понять дитю, что ничего страшного и плохого в этом нет.
  • Не торопите дитя. Такие дети медленные как в принятии решений, так и в повседневной жизни. Родители должны понимать и принимать такую модель поведения.

ВНИМАНИЕ! Нельзя показывать детенышу свой негативный настрой к леворукости. Не забывайте, что такие дети очень ранимы, хвалите и поощряйте их.

  • Больше занимайтесь с чадом: много читайте, считайте, пишите и анализируйте полученные знания.
  • Правильно организуйте учебное пространство. За партой такие детки должны сидеть с левой стороны, а свет падать с правой.
  • При необходимости приобретите специальные приспособления, которые могут облегчить жизнь леворуких детей: зубная щетка, ножницы, ручка.

Левша или правша ребенок: полезное видео

Об особенностях леворуких деток, нюансах их воспитания и обучения рассказано в данном видео.