Ранняя детская нервность. Причины развития невропатии у детей

Различают два типа психогений:
1. Психореактивные состояния - срывы в функционировании коры головного мозга вследствие перенапряжения раздражительного и тормозного процессов. Развиваются в ответ на сильный эмоциональный стресс, связанный с непосредственным действием психогенного «удара», вызывающего шок, страх, тревогу, разочарование, обиду, гнев, подавленность и тоску. Протекают по древним механизмам «двигательной бури» или «мнимой смерти», сопровождаются временным регрессом психики. Предрасполагающими факторами являются психопатические черты характера, соматические заболевания, инфекции, интоксикация, авитаминоз, черепно-мозговые травмы, вегетативная дистония, длительная бессонница. Отличительные критерии: определяющая роль психотравмирующего фактора в возникновении, картине и течении болезненного состояния; психологически понятная связь между психотравмирующей ситуацией и содержанием реакции; принципиальная обратимость расстройства.
2. Неврозы - нарушения интеграции в психической сфере, функциональная дезорганизация личности. Возникают в результате противоречий в особо значимых жизненных отношениях. Определяющую роль в клинической картине играет внутренний конфликт (столкновение позиций сознания и неосознаваемых установок, борьба социальных установок и темперамента, противостояние притязаний и неосознаваемой самооценки), порождающий тревогу, пессимизм, эмоциональную нестабильность и контрастность поведения, заостряющий инстинкт самосохранения до степени болезненного эгоцентризма и страха.

Типы невротических конфликтов:
Неврастенический конфликт: субъективные притязания («могу», «хочу») и социальные требования («надо») против подсознательной самооценки («не сумею», «не получится»); проблема «быть среди других».
Истерический конфликт: эгоистическое желание («хочу» или «не хочу») против социальных требований («нельзя» или «надо») и оценок («стыдно», «некрасиво»); проблема «быть собой среди других» с акцентом на «быть собой».
Обсессивно-психастенический конфликт: субъективное («хочу» или «должен») против субъективного («неприлично» или «опасно» и поэтому - «не надо»); проблема «быть собой».
Фобический конфликт: субъективное («хочу») и социальное («надо») против подсознательного («опасно» и «страшно»); проблема «быть». При неврастении ребенок испытывает чувство неприятия себя, недоверия своим способностям и возможностям, что порождает нерешительность, подавленность, беспомощность и замкнутость. В приспособлении к требованиям действительности доминируют установки: «я - слабый и ничего не могу», «я - болен и имею право на снисхождение, поэтому оставьте меня в покое». Неуверенность в себе, робость и низкая самооценка, вызывающие чувства стыда и вины, парализуют и изматывают ребенка: он быстро утомляется, становится пассивным, капитулирует перед трудностями и не пытается их преодолеть. Проявляется раздражительная слабость - чрезмерное реагирование по малозначительным поводам, ранимость, несдержанность эмоций, нетерпеливость, суетность, повышенная возбудимость и быстрая истощаемость.
При истерическом неврозе доминирует установка «все равно будет по-моему».
Средством освобождения или достижения желаемого является мнимая болезнь. Приспособление происходит путем воздействия неосознаваемой сферы психики на физиологические функции организма с воссозданием симптомов того или иного заболевания. Истерические реакции всегда на кого-то рассчитаны. При этом сам ребенок бывает искренне убежден, что он тяжело и хронически болен.
Обсессивный невроз (невроз навязчивых состояний, которые не подчиняются волевому регулированию) начинается с тревожной мнительности, склонности к навязчивым переживаниям: страх болезни, смерти, ошибки и несчастного случая.
Обостряется инстинкт самосохранения, все новое и неизвестное вызывает беспокойство и опасения. Приспособление к жизни происходит в форме стремления к сверхбезопасности и сверхконтролю. Проявляется в выработке навязчивых ритуальных действий, которые носят символически-защитный характер: предохраняют от возможных и мнимых угроз или являются неосознаваемым способом самонаказания за допущенную ошибку. Такие дети выделяются своей гиперсоциальностью: они дисциплинированны, педантично обязательны, тревожно осмотрительны.
К фобическому неврозу предрасположены дети со сниженным уровнем ориентации в окружающем мире, повышенной впечатлительностью и внушаемостью. Сильный испуг, воспринятый ребенком как прямая угроза жизни, провоцирует болезненное обострение инстинкта самосохранения, вызывает панические состояния и реакции.

В наше время участились случаи заболевания невропатией детей дошкольного возраста. Даже, в возрасте до трех лет дети бывают агрессивными, импульсивными, непослушными и истеричными. Родители обращаются к специалистам неврологам, невропатологам и психиатрам. Давайте разберемся в этом явлении, почему происходят случаи невропатии у детей . Большинство родителей хотят знать, какие изменения произошли в психике их чада. Но дело в том, что болезнь была вызвана больше поведением самих родителей и она появилась не на ровном месте. В семье происходят какие-то неблагоприятные для нормального развития ребенка ситуации, и значит меняться в первую очередь нужно самим родителям.

Истерические проявления в поведении ребенка могут быть вызваны также определенными процессами, происходящими еще в утробе матери. Беременным женщинам нельзя волноваться. И если, в период вынашивания ребенка женщина подвергается постоянным стрессам, то это может, впоследствии отразиться на психике малыша. И ребенок будет легко подвергаться испугу, по крайней мере, в первый год своей жизни. В наше время высоких технологий получить информацию о правильном вынашивании беременности не является проблемой, но почему-то мало кто пользуется рекомендациями специалистов. Дети до трех лет, мамы которых постоянно испытывали тревогу и стресс, находятся в группе риска . У них могу развиться такие вредные привычки, как сосание пальца, обгрызание ногтей, энурез (здесь можно почитать о , онанизм, выдергивание волос. У ребенка, находящегося в утробе матери, если мама постоянно подвергается стрессу и волнению, может быть ослаблена психо-соматическая система и развиться невропатия, которая в последствии будет проявляться следующим образом :

1. В виде эмоциональной неустойчивости, то есть малыш будет часто капризничать, испытывать постоянные беспричинные страхи и волнения, невозможно быстро переключить его внимание на какой-нибудь другой предмет.

2. Нервная система не в состоянии регулировать работу внутренних органов, из-за этого рано развивается вегето-сосудистая дистония. При этом дети склонны к обморокам, у них может затрудниться дыхание, малыш может посинеть при крике, у него происходят расстройства желудочно-кишечного тракта, а также расстройства мочеиспускания. Ребенок еще может испытывать тошноту, различные страхи, чувство тревоги, боли в области пупка.

3. Иной раз родители радуются тому, что их ребенок очень активный. Уже 22-23 часа ночи, а он до сих пор не хочет спать. Это является тревожным сигналом и говорит о том, что нервная система ребенка находится в опасности. Ребенок постоянно в перевозбужденном состоянии и от этого организм не отдыхает должным образом. При невропатии у детей происходит нарушение сна - то ребенок спит слишком много, то слишком мало. Страдающие невропатией дети часто отказываются от дневного сна, а ночью часто просыпаются, кричат во сне и, даже, могут быть подвержены лунатизму.

4. При невропатии у детей из-за ослабленной нервной системы происходят частые заболевания ОРВ и ОРЗ. Из-за нервного расстройства повышается чувствительность слизистой оболочки носа, поэтому дети становятся более подвержены аллергиям и простудным заболеваниям .

5. При развитии невропатии у ребенка происходит некое ослабление функций головного мозга. Малыш плохо переносит яркий свет, шум, духоту, а также перемену погоды.

Значит, в развитии невропатии у детей основными виновниками являются родители. Нужно следить за своим здоровьем беременным женщинам, мужьям стараться сохранить благоприятную обстановку в семье. Если, родившийся малыш находится в группе риска, родителям нужно уделять ребенку больше времени, изменить методы общения с ним, участвовать в развитии ребенка, применять различные развивающие методы, игры. Если есть необходимость, обратиться к специалисту, который поможет решить проблемы, возникшие с ребенком, в индивидуальном порядке.

Чаще всего невропатичный ребенок грациозен, ловок, в его движениях чувство ритма, порывистость и импульсивность, у него живая мимика, выразительные жест и поза. Он чрезмерно подвижен, суетлив, несдержан, но тонок эмоционально, впечатлителен, плаксив, раздражителен и капризен, поскольку повышенно истощаем.
Нередко дети-невропаты предрасположены к вредным привычкам: сосут палец, мнут кожу на шее, грызут ногти и т. д. Особенно трудны невропатичные дети в период оппозиции, который у них примерно с двух лет и длится до семи-восьми лет. Тогда их негативизм с неповиновением, с агрессивной требовательностью, настырностыо, настойчивостью доводит родителей до невроза.
️Клинические проявления
Для ранней детской нервности характерны выраженная повышенная возбудимость, вегетативная дисфункция и, нередко, быстрая истощаемость нервной системы. Указанные нарушения в виде различных сочетаний особенно четко проявляются в течение первых 2 лет жизни, а в дальнейшем постепенно нивелируются или переходят в другие пограничные расстройства.
Особенно характерны повышенная возбудимость, общее беспокойство и нарушение сна. Такие дети почти постоянно кричат, плачут. Родителям трудно установить причину беспокойства ребенка. Он вначале может успокаиваться во время кормления, но вскоре и это не приносит желаемого облегчения. Стоит его во время плача взять на руки и покачать, как он будет этого требовать в дальнейшем настойчивым криком. Такие дети не хотят оставаться одни, они своим постоянным криком требуют повышенного внимания.
️ Практически во всех случаях резко нарушен сон: извращается его формула- сонливость днем, частые пробуждения или бессонница ночью. При малейшем шорохе кратковременный сон внезапно обрывается. Нередко и при абсолютной тишине ребенок просыпается с внезапным криком. В дальнейшем это может переходить в ночные кошмары и ночные страхи, дифференцировать которые можно лишь, обычно, на 3-м году жизни.
Рано возникают кратковременные быстрые вздрагивания во сне.
Уже к концу первого - на втором году жизни они сидят, раскачиваются перед сном, излишне подвижны, не находят себе места, сосут пальцы, кусают ногти, чешутся, ударяются головой о кроватку. Создается впечатление, что ребенок специально наносит себе повреждения, чтобы еще больше кричать и проявлять беспокойство.

Часто у него «спокойная бессонница»: он играет ночью, как будто вовсе не нуждаясь в отдыхе, протестует при попытке уложить его, укачать или страдает, пытаясь уснуть, найти удобное положение в постели. Во сне он мечется, сбивает простынку, сбрасывает одеяло, поминутно с всхлипыванием меняет позу. Поправив одеяло и уложив его нормально, мать через минуту находит ребенка лежащим на одеяле поперек кровати или с ногами на подушке. Волосики его во сне слипаются от пота. Иногда он путает день и ночь: засыпает только в полночь и спит до полудня. В полтора-два года такой малыш отказывается от дневного сна. При астеническом варианте невропатии дети сонливы, но сон их так же беспокоен, как и у возбудимых. Сон у невропатичных детей налаживается только к трем годам.

️Характерным признаком являются нарушения пищеварения. Возможно, вследствие вегетативной дисфункции у ребенка не наступает координированная деятельность желудочно-кишечного тракта.Не исключено, что причиной такого состояния является временный пилороспазм, спазмы кишечника и другие нарушения. Могут появиться срыгивания, рвота, довольно частые кишечные расстройства в виде усиленной или пониженной перистальтики, вздутия живота, поносов или запоров, которые могут чередоваться.
Нередко ребенок-невропат быстро устает при кормлении или теряет интерес к нему. Начинаются переживания родителей, связанные с плохим аппетитом ребенка.
Плохой аппетит сохраняется до семи-восьми лет. Невропатичный ребенок не только «малоежка», но и плохо жует. Создается впечатление, что у него мало слюны и ему не проглотить кусок. Догадливая мать ставит на стол стакан воды, и ребенок поминутно запивает еду.
На новую непривычную пищу невропатичный отвечает рвотой, иногда подолгу отказывается от мяса («вегетарианец поневоле»), от твердой пищи или ест что-то одно: или сосиски, или макароны, или хлеб с маслом и сельдью.
️ Ещё одна характерная особенность детей с невропатией - контрастность. Страдающий невропатией ребенок контрастен, поскольку дисгармоничен. Он агрессивен, конфликтен, драчлив, отчаянный спорщик. Его злой и настойчивый плач изводит родителей. Однако такой ребенок и высокочувствителен, тонко улавливает настроение матери. Он робок, но и бесстрашен: может вступить в конфликт, в драку с более сильными и даже
с детьми, старшими по возрасту, не думая о последствиях для себя. Он раним и обидчив, но сам же обостряет ситуацию, в которой может быть обижен; он застенчив и назойлив; не переносит шума и шумен сам; истощаем, но жаден до информации и засыпает у телевизора от усталости, чуть ли не поддерживая веки, чтобы не закрылись глаза. Он «вредный», но и бесхитростный. Он боязлив, недоверчив, ему присущ страх нового, неизвестного, но он и крайне неосмотрителен, неосторожен, часто попадает в беду, аутоагрессивен - кусает себя (руки), грызет ногти, надногтевые валики, губы и, будучи эгоистичен, в то же время, как говорит мать «не жалеет себя».

️Четвертая особенность - психомоторная нестабильность страдающего невропатией ребенка. Вот он весел и вдруг - гнев, слезы, надолго испорченное настроение. Родители говорят, что не знают, с какой стороны к нему подойти и какое именно слово или замечание вызовет отрицательную реакцию, недовольство. Он беспокоен на руках и в постели, а на прогулке выползает из одеяльца, как уж, оказываясь чуть ли не на голове обескураженной бабушки. Он ухитряется перелезть через кроватку или просунуть голову между прутьями решетки манежика. В больнице, яслях и детском садике знают немало случаев, когда таких детей спасали буквально в последнюю минуту. И в этом страдающий невропатией ребенок похож на расторможенных детей с синдромом сверхподвижности (гиперактивности), который становится заметным уже на втором году жизни. Он проявляется необузданностью поведения, эмоциональной лабильностью, неустойчивостью внимания, частой переключаемостью на другие виды деятельности, отсутствием целенаправленности, инертностью и быстрой истощаемостью психических процессов.

️Пятая особенность - убыстренное психоречевое развитие. Ребенок-невропат учится читать самостоятельно, по названиям сказок и вывескам магазинов, знает много стихотворений. Он прекрасно ориентируется в окружающем: быстро устанавливает кто есть кто в семье, кого из приходящих в дом родители встречают радостно, кого - с досадой; ловчит, жалуется бабушке на мать, отцу на бабушку, матери на отца. При гостях он охотно танцует, поет, бойко разговаривает или, напротив, упрямо молчит, не вступает в контакт. Иногда речь у него задерживается, но затем в один прекрасный день его как прорывает, и с этого момента он говорит много, грамматически правильно. У невропатичных детей часты дислалии, т.е. нечистое произношение звуков или замена одних другими. Речь таких детей эмоциональна, быстра - «пулеметная», и поэтому у них часты запинки в речи. Однако это не заикание и запинки с возрастом проходят без лечения.

️Шестая особенность - нарушения дефекации и мочеиспускания. Регуляция физиологических отправлений ребенка-невропата - постоянная проблема его воспитания. Стул у него учащен, а чаще задержан. Мочеиспускание у него, как правило, учащенное, он часто страдает дневным и ночным недержанием мочи (энурез). Иногда отмечается и задержка мочеиспускания.

️Седьмая особенность невропатии заключается в том, что невропатичный ребенок особенно подвержен простудным и инфекционным заболеваниям. Длительно и часто болеющий - нередко невропат даже в том случае, если другие проявления этой формы детской нервности у него выражены слабо или отсутствуют. При невропатии зачастую имеет место иммунодефицит - слабая иммунная сопротивляемость инфекциям. Именно поэтому мы рекомендуем направлять детей, страдающих невропатией, в детский сад не ранее пяти лет.
️И, наконец, восьмая особенность при невропатии - перевозбудимость вегетативной нервной системы и аллергическая предрасположенность, что приводит нередко к таким осложнениям, как ложный круп, спазм, стеноз гортани, астматический синдром. Такие дети зачастую обнаруживают патологические реакции на прививки. Они, как и страдающие вегетопатией, чутки к переменам погоды, изменениям атмосферного давления и влажности воздуха, отвечая вегетосо-судистыми кризами на приближающееся ненастье, грозу, циклоны. Именно поэтому их также часто именуют метеопатами.


Для невропатии у детей характерна повышенная возбудимость, чрезмерно быстрая истощаемость, нарушение аппетита и пищеварения, расстройства сна, развитие тиков и заиканий, появление разнообразных аллергических реакций. Очень часто такие схожие симптомы испытывают дети с задержкой психического развития или так называемой умственной отсталостью. Но сравнивать эти 2 разных диагноза недопустимо.

На сегодняшний день в медицине под термином невропатия подразумевается целый ряд специфических психических нарушений, которые присущи для раннего детского возраста. Дети-невропаты активны, любопытны, чересчур эмоциональны, отличаются резким перепадом настроения. Им очень сложно успокоиться и держать себя под контролем.

Слыша диагноз – невропатия или врожденная детская нервность, у родителей возникает много вопросов, ответы на которые мы постараемся дать в этой статье.

Основные причины болезни

По мнению врачей, одной из главных причин развития такого недуга является неблагополучное протекание беременности:

  • стрессы;
  • некоторые хронические заболевания;
  • чрезмерно сильный токсикоз;
  • родовая асфиксия.

В первые месяцы жизни своего малыша стоит очень внимательно следить за протеканием заболеваний, как кроха их переносит (диспепсические расстройства, инфекции).

Ребенок активно развивается, и нервная система испытывает огромную нагрузку. Может возникнуть легкое органическое поражение некоторых зон головного мозга.

Причиной могут также стать травмы, инфекционные поражения и даже недостаточность витаминов.

Невропатия у детей: симптоматика

  • Врожденная детская нервность проявляет себя чаще всего уже с первых дней жизни. Младенец беспокойный, не спит, неохотно берет грудь, вздрагивает от малейшего шума. Плачет и кричит без повода. В дальнейшем возможны частые срыгивания, запоры или поносы.
  • После 2 лет малышам очень сложно сосредоточиться на чем-то одном, они не усидчивы, быстро утомляются.
  • Признаками невропатии могут быть головные боли, астматические приступы, обмороки, резкие колебания артериального давления.

Специалисты по симптомам выделяют две группы больных:

  1. Дети имеют неустойчивые эмоции, повышенную возбудимость, аффективные вспышки, сменяющиеся сильным утомлением.
  2. Больные другой группы имеют повышенную истощаемость, угнетенное состояние, истерические приступы. Им сложно приспособиться к переменам в жизни, они не уверенны в себе.


Впоследствии детская нервность переходит в другие нервно-психические расстройства.

Виды и формы заболевания

Медики выделяют типы невропатии:

  • Периферический. Такой тип болезни вызван нарушением периферической нервной системы. Он поражает нервные окончания, которые находятся в конечностях человека.
  • Краниальный. Вызывает нарушения работы одного из 12-ти пар черепно-мозговых нервных окончаний. Вследствие чего может нарушаться зрение или слух.
  • Автономный. Поражает вегетативную нервную систему. Она отвечает за работу сердца, пищеварение и другие важные функции организма.
  • Местный. Этот тип недуга может повреждать лишь один или группу нервов конкретного участка тела. Симптомы проявляются внезапно.

Возможные осложнения и последствия

Очень редко случается так, что к 6-7 годам ребенка исчезают все психоневрологические расстройства.

Но в большинстве случаев симптомы лишь ухудшаются (возникают вегетативно-сосудистые расстройства, нарушения двигательной сферы, развивается детский невроз) и создается фон для формирования психопатии.

В двухлетнем возрасте может уже проявляться гиперкинетический синдром, то есть дети становятся гиперактивны, но не целенаправленны. Регрессируют психические процессы.

В дальнейшем часто возникают ночные страхи и кошмары, периодически наступают нарушения дыхания. Могут быть жалобы на боль в области сердца, живота.

Как осложнение проявляются пароксизмальные нарушения. Больные страдают эмоциональной неустойчивостью, пугливостью, энурезом и энкопрезом.

Диагностические мероприятия

В случае проявления нескольких, даже на первый взгляд неясных симптомов, которые могут напоминать невропатию, необходимо немедленно обратиться к доктору (детскому неврологу).

После осмотра внешнего вида ребенка, нужно пройти стандартное обследование:

  • общий анализ крови, который определит СОЭ (иными словами — скорость оседания кровяных телец эритроцитов);
  • расширенный анализ мочи;
  • рентген грудной клетки;
  • измерить уровень глюкозы плазмы после еды;
  • сделать электрофорез сывороточных белков.

В зависимости от результатов доктора назначают дальнейшую тактику обследования. Проводят электромиографию, измеряют скорость проведения у больного его нервного импульса и берут на биопсию нервное волокно.

Как проводится лечение

Лечение невропатии проводится как комплекс медико-педагогических действий. Применяются меры для контролирования симптомов недуга и борьбы с первопричиной болезни.

Медикаменты назначаются только врачом. Это могут быть:

  • общеукрепляющие средства;
  • и так называемые седативные препараты.

Коротким курсом выписывают раствор бромида натрия 1% (200 мг) и кофеин-бензоат натрия 0,05 г по 1 чайной ложке трижды в день. Клизмы с сульфатом натрия применяют в дошкольном возрасте.

Подростки под наблюдением доктора проходят курс лечения легкими транквилизаторами. Это могут быть Либриум (от 10-ти до 30-ти мг в сутки), а также Седуксен (от 5-ти до 20-ти мг), Аминазин (не более 100 мг в сутки). Но чаще всего к лекарственным средствам советуют не прибегать, особенно в раннем возрасте.

  • прием витаминов;
  • водные процедуры;
  • гимнастику;
  • массаж;
  • и полный покой, чтобы дать восстановиться нервным клеткам.

Нужна ли реабилитация после лечения

Ребенок после лечения патологии нервной системы нуждается в домашней реабилитации. Но родителям следует понимать, что тяжелые повреждения в детстве нервного волокна, к сожалению, не поддаются восстановлению.

При прохождении курса реабилитации, очень важно, чтобы дети уделяли особое внимание физическим упражнениям, закалялись, часто пребывали на свежем воздухе. Обязательно стоит придерживаться беспрекословно всех рекомендаций лечащего доктора. Консультироваться с детским психологом, педиатром.

Средства и способы профилактики невропатии

Профилактика невропатии заключается в том, чтобы, в первую очередь, обеспечить нормальные условия беременности.

А после рождения ребенка уделять особое внимание сбалансированному питанию, мерам воспитательного и гигиенического характера, рационально организовывать занятость и отдых ребенка.

Опыт родителей

Как показывает статистика форумов, где обсуждалась тема невропатии у детей, родители справлялись все же с расстройствами у детей.

Известно, что кроме медикаментозного лечения, применяли они и другие меры. Пытались окружить ребенка заботой и лаской, проводили лечебные массажи, записывали детей в бассейн или возили к морю.

Доктор советует

Важно своевременно распознать признаки невропатии у ребенка и обратиться в медицинский центр. Старайтесь, чтобы ваш ребенок рос и развивался в атмосфере любви и спокойствия, придерживался постоянного режима и избегал высоких эмоциональных/физических нагрузок.

Видео к статье

Термин «детская нервность» очень широк. Под ним подразумевают и болезненные состояния, и более или менее выраженные непатологические сдвиги в характере, и просто отклонения в поведении детей.

Мы будем говорить о детской нервности в медицинском понимании, имея ввиду болезненные, патологические процессы – неврозы.

Неврозы – большая группа заболеваний (неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний, невротическая депрессия), которые обычно проявляются резко выраженными нарушениями, прежде всего со стороны высшей нервной деятельности. Проявления неврозов многообразны. Одни дети чрезмерно возбудимы, несдержанны, легко дают вспышки гнева, раздражения, страха. Они капризны и требовательны, суетливы и непоседливы, порой много говорят, жестикулируют, гримасничают. Другие напротив, вялы, апатичны, замкнуты, плохо спят ночами и сонливы днем. Такие дети застенчивы и нерешительны, робки и пугливы, держаться особняком, в стороне от шумных компаний сверстников, отличаются обостренной впечатлительностью.

Необходимо оговориться. Прочитав этот перечень симптомов, мнительный человек найдет их у своего ребенка и заподозрит наличие какого то заболевания. Не пытайтесь сами ставить диагноз! Это может сделать только опытный врач. Задача статьи – лишь насторожить родителей и воспитателей, чтобы они при необходимости своевременно советовались со специалистом.

Причины детской нервности многообразны. Тут и грубые ошибки в воспитании, и постоянные нарушения правил гигиены и ухода за детьми, и различные заболевания, ослабляющие нервную систему (инфекционные болезни, травмы черепа, случайные отравления и т.д.) В дошкольном возрасте особенно часто к нервному срыву приводит сильный неожиданный испуг и постоянные конфликты в семье.

Довольно распространенным болезненным состоянием у детей является неврастения (невроз истощения, «раздражительная слабость»). Больные дети жалуются на тяжесть в голове, на ощущение, как будто на неё постоянно надета шапка. У них периодически возникают головные боли, головокружение, усиленное сердцебиение, раздражительность. Эти дети подавлены, тоскливы, легко и быстро устают, плохо засыпают, у них резко снижается аппетит.

Неврастения – заболевание вполне излечимое. Однако симптомы её по сравнению с обычным переутомлением более стойки. Уставший ребенок также может быть капризным, раздражительным, но у здорового ребенка все эти явления проходят после непродолжительного отдыха, после переключение на какое то другое занятие. Ребенку же, страдающему неврастенией, кратковременный отдых не дает улучшение состояния. Оно наступает только после длительного отдыха, соблюдения правильного распорядка дня.

Неврастения, как и все неврозы, вызывается названными выше причинами. Однако особую роль играет чрезмерная нагрузка на детскую психику.

И в самом деле: мы часто создаем для наших детей перегрузки, предъявляем к ним явно завышенные требования, заставляя их многим заниматься, помимо дел, которые нужно выполнять в детском саду. Это и танцы, и фигурное катание, и плавание, и т.д.В каждом индивидуальном случае необходимо здраво оценить реальные возможности ребенка, трезво взвесить его способности, учесть склонности и интересы, поговорить с врачом о состоянии его здоровья, а в дальнейшем внимательно следить за его самочувствием в процессе занятий.

Также к неврастении может привести самая обычная неорганизованность. Если ребенок живет вне всякого режима, часами сидит у телевизора или компьютера, вовремя не обедает и своевременно не укладывается спать, он также может стать невротиком.

Впечатлительные и несколько робкие дети иногда страдают особой формой невротической реакции – навязчивыми страхами. Чаще эти страхи обусловлены ситуационно. Пищу для них может дать увиденный телефильм, предназначенный исключительно для взрослых, какая то книга, рассчитанная на другой возраст, реальные события окружающей жизни, рассказы взрослых, а также компьютерные игры.

Нельзя пугать детей.Напротив, нужно стараться активно ограждать их от различных устрашающих ситуаций. А ведь многие родители прибегают к запугиванию, как к педагогической мере.

Что должны предпринимать родители при возникновении у ребенка тех или иных признаков невроза? В этом случае обязательной является консультация с врачом психоневрологом. После соответствующего обследования специалист даст нужные советы, разъяснит, какой именно подход к ребенку нужен, подскажет правильную тактику поведения по отношению к нему, а если это необходимо – назначит лечение.

Родителям следует постоянно помнить о различных мерах, направленных на предупреждение детской нервности: о строгом соблюдении ребенком определенного режима, о правильном полноценном питании, о привитии к нему с раннего возраста элементарных гигиенических навыков.

Соблюдение четкого распорядка дня способствует экономной и более продуктивной затрате ребенком его нервной энергии и, следовательно, играет большую роль в сохранении здоровья. Строгий режим вырабатывает внутренний физиологический ритм. Ребенок, привыкнув обедать о одно и тоже время, будет есть с большим аппетитом, а привыкнув в одно и тоже время отходить ко сну, будет мгновенно засыпать.

Огромную роль в предупреждении детской нервности играет весь микроклимат семьи. В тех семьях, где умеют мужественно и спокойно переносить трудности и невзгоды, где царит ровное настроение, а все члены семьи относятся друг к дугу с уважением дети развиваются и физически и психически гораздо лучше. Родителям не следует забывать, что из отношение к детям должно быть всегда выдержанным и твердым. Воспитывая ребенка, надо стремиться к тому, чтобы наказания были скорее исключением, чем правилом. И если вы наказываете малыша за какой то проступок, необходимо разъяснить ему, почему так поступать нельзя. И, возможно, более действенным окажется на наказание, а поощрение. Поощрение в случае, когда ваш ребенок удержался от того или иного проступка, поощрение, если он совершил хороший поступок.

Многие родители ошибочно полагают, что твердость линии в воспитании детей достигается все таки не чем другим, как только наказаниями. Уверяем этих родителей, что дело здесь отнюдь не в наказаниях, а в стойкости требований, в спокойном тоне, терпении, в отсутствии торопливости. Неправильный подход к ребенку, повышение голоса, какое либо необдуманное действие родителей, имеющее характер насилия, резко возбуждают психику малыша и способствуют развитию нервности.

Чрезмерная ласка, как и излишняя строгость по отношению к детям может привести к выработке таких черт характера, которые впоследствии будут способствовать развитию невроза. Избалованность, «тепличная» обстановка в семье порождают в детской душе эгоизм, потворствуют несдержанности эмоций и влечений. Но если ребенка ежеминутно одергивать, постоянно говорить ему о его недостатках, подавлять его инициативу и требовать от него беспрекословного послушания, у него выработаются черты неуверенности, боязливости, нерешительности, он станет пассивным, что также предрасполагает развитию невроза.

Желательно с самого начала поставить воспитание так, чтобы у ребенка никогда не было поводов к проявлению раздражительности, вспыльчивости. Важно в малыше выработать спокойствие, выдержку, умение контролировать свои поступки и желания. Человек, привыкший с детства вести себя спокойно, находить общий язык с другими детьми, став взрослым, обнаруживает более сдержанное поведение в условиях, способствующих определенный недостаток самодисциплины, в будущем отмечается отсутствие способности сдерживать себя.

Это не значит, что ребенка следует полностью оберегать от всякого рода внешних раздражителей. Важно как раз другое. Ребенку нужно помочь научиться спокойно реагировать на всякие травмирующие моменты, выработать устойчивость по отношению к конфликтным ситуациям, привить умение извлекать из всего хороший жизненный урок, делать правильные выводы.