Мужчина в православной семье. Супружеские отношения

Доклад архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия на одноименной секции XIV Международных Рождественских образовательных чтений

Всечестные отцы, братья и сестры!

Православие - это не просто обязанность, которую мы выполняем воскресным утром и о которой забываем, покинув храм; Православие - это образ жизни. А образ жизни включает в себя всю совокупность привычек и взглядов, мыслей и действий: стиль жизни и способ жизни. Для нас, православных, христианство - «хлеб наш насущный». Христианин стремится ко Христу и Его Церкви, а не к идеалам современного мира, которые во многом не соответствуют христианскому образу жизни или искажают его. Особенно это заметно в отношении к семье. Она в первую очередь подверглась тлетворному влиянию секулярного общества, которое исказило любовь и брак.

Сейчас за любовь часто принимают влюбленность, а этого душевного (не духовного) чувства отнюдь недостаточно для подлинной семейной жизни. Влюбленность может сопутствовать любви (впрочем, не обязательно) - но она слишком легко проходит; и что тогда? "На каждом шагу мы имеем случаи, когда люди сходятся в браке, потому что "влюбились" один в другого, но как часто и такие браки бывают непрочны! Часто такую влюбленность называют "физиологической". Когда "физиологическая влюбленность" стихает, люди, сошедшиеся в браке, либо нарушают верность, сохраняя внешние брачные отношения, либо разводятся" (1).

Как к браку относится Церковь?

Церковь видит в браке тайну любви - любви не только человеческой, но и божественной.

«Брак есть таинство любви» - говорит святитель Иоанн Златоуст и поясняет, что брак является таинством уже потому, что он превышает границы нашего разума, ибо в нем два становятся одним. Называет брачную любовь таинством (sacramentum) и блаженный Августин. С этим неразрывно связан и благодатный характер брачной любви, ибо Господь присутствует там, где люди объединены взаимной любовью (Мф. 18, 20).

О браке как союзе любви говорят и литургические книги Православной Церкви. «О еже ниспослатися им любви совершенней, мирней», читаем мы в последовании обручения. В последовании венчания Церковь молится о даровании брачующимся «друг ко другу любви».

Сама по себе брачная любовь в отношении супругов друг к другу таинственна и имеет оттенок обожания. «Брачная любовь есть сильнейший тип любви. Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости»,- пишет Златоуст. Кроме этой стороны брачной любви есть в ней и другая не менее важная.

«Христианская брачная любовь есть не только радость, но и подвиг, и не имеет ничего общего с той «свободной любовью», которая по распространенному легкомысленному взгляду, должна заменить будто бы устаревший институт брака. В любви мы не только получаем другого, но и всецело отдаем себя, и без полной смерти личного эгоизма не может быть и воскресения для новой вышеличной жизни... Христианство признает только любовь, готовую на неограниченные жертвы, только любовь, готовую положить душу за брата, за друга (Ин. 15, 13; 1 Ин. 3, 16 и др.), ибо только через такую любовь отдельный человек возвышается до таинственной жизни Святой Троицы и Церкви. Такова же должна быть и брачная любовь. Христианство не знает иной брачной любви, кроме любви, подобной любви Христа к Своей Церкви, Который предал Себя за нее (Еф. 5, 25.)» (2).

Святитель Иоанн Златоуст в своих вдохновенных проповедях учит, что муж не должен останавливаться ни перед каким мучением и даже смертью, если это нужно для блага жены. «Я считаю тебя драгоценнее души своей», - говорит муж жене у Златоуста.

«Совершенная» брачная любовь, испрашиваемая в чине обручения, есть любовь готовая на самопожертвование и глубокий смысл заключается в том, что в православных храмах в чин венчания входит церковная песнь «Святии мученицы».

Для чего установлен брак?

Брак не есть всего лишь "способ устроения" земного бытия, не есть "утилитарное" средство для продолжения рода - хотя он включает в себя и эти стороны. Прежде всего, брак - это тайна явления еще в этом мире Царства Божия. «Когда святой Апостол Павел называет брак "тайной" (или "таинством", что по-гречески звучит так же), он имеет в виду, что в браке человек не только удовлетворяет потребности своего земного, мирского существования, но и делает шаг на пути к цели, для которой он был сотворен, то есть вступает в Царство вечной жизни. Называя брак "таинством", Апостол утверждает, что брак сохраняется и в Царстве вечности. Муж становится единым существом, единой "плотью" со своей женой, подобно тому, как Сын Божий перестал быть только Богом, стал также и человеком, чтобы Его народ мог стать Его Телом. Вот почему евангельское повествование так часто сравнивает Царство Божие с брачным пиром. (3)

Брак установлен уже в раю, установлен непосредственно Самим Богом. Основной источник церковного учения о браке - Библия - не говорит, что институт брака возник когда-то впоследствии как установление государственное или церковное. Ни Церковь, ни государство не являются источником брака. Напротив, брак есть источник и Церкви и государства. Брак предшествует всем общественным и религиозным организациям. (4)

Первый брак был заключен «Божиею милостью». В первом браке муж и жена являются носителями высшей земной власти, являются суверенами, которым подчинен весь остальной мир (Быт. 1, 28). Семья есть первая форма Церкви, есть «малая церковь», как ее называет Златоуст, и в то же время и источник государства, как организации власти, так как, по Библии, основа всякой власти человека над человеком находится в словах Божиих о власти мужа над женой: он будет господствовать над тобою (Быт. 3, 16). Таким образом, семья - не только малая церковь, но и малое государство. Поэтому отношение Церкви к браку имело характер признания. Эта идея хорошо выражена в евангельском повествовании о браке в Кане Галилейской (Ин. 2, 1-11). Таинство брака она видела не в обряде венчания, а в самом соединении мужа и жены в одно вышеличное существо путем согласия и любви. Поэтому святые отцы часто называют таинством взаимную любовь супругов (например, Златоуст), неразрушимость брака (например, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин), но никогда не называют таинством само венчание. Придавая главное значение субъективному фактору брака - согласию, они ставят другой, объективный фактор - форму брака - в зависимость от первого, от воли сторон и самим сторонам дают свободу в выборе формы брака, советуя церковную форму, если для нее нет препятствий. Другими словами, в течение первых девяти веков своей истории Церковь признавала факультативность брачной формы(5).

Как Церковь относится к супружеским отношениям? Человек не есть чисто духовное существо, человек - не ангел. Мы состоим не только из души, но и из тела, материи; и этот материальный элемент нашего бытия не что-то случайное, что можно отбросить. Бог создал человека с душой и телом, то есть одновременно духовным и материальным, именно это соединение духа, души и тела называется в Библии и в Евангелии человеком. "Интимная близость мужа и жены является частью сотворенной Богом человеческой природы, замыслом Божиим о человеческой жизни.

Именно поэтому такое общение не может осуществляться случайно, с кем угодно, ради собственного удовольствия или страсти, но всегда должно быть связано с полной отдачей себя и полной верностью другому, только тогда оно становится источником духовного удовлетворения и радости для любящих" (6) "Ни мужчина, ни женщина не могут быть использованы просто как партнеры для наслаждения, даже если сами они на это согласны... Когда Иисус Христос говорит: "всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Мф.5,28), Он запрещает нам даже в помыслах воспринимать другого человека как объект наслаждения. Ничто не является нечистым само по себе, но все без исключения может стать таковым через недолжное употребление. То же самое может произойти и, увы, сплошь и рядом происходит с высшим Божественным даром человеку - с любовью. И на место святой супружеской любви, естественно включающей в себя и плотские отношения, может встать грязная страсть, жажда обладания. Но ни в коем случае нельзя ставить между ними знак равенства» (7).

Очень важно помнить, что брак - это большой и сложный духовный путь, в котором есть место своему целомудрию, своему воздержанию. Там, где интимная жизнь занимает слишком большое место, там семье угрожает опасность ухода в страстность, и задача семьи, как целостной жизни остается нерешенной... Как только в семье пустеют духовные связи, она неизбежно становится простым половым сожительством, опускаясь иногда до настоящего блуда, принявшего легальную форму.

Выше было сказано, что деторождение не является единственной целью Брака. Но Брак непременно включает в себя (хотя бы потенциально) и эту сторону. И как расцветает, как преображается она в свете подлинно-христианского учения о супружестве! Рождение детей и забота о них в семье являются естественным плодом любви мужа и жены, наибольшим залогом их союза. Муж и жена должны мыслить свои интимные отношения не только как собственное удовлетворение или осуществление полноты жизни личности, но и как участие в приведении в бытие нового существа, новой личности, предназначенной жить вечно.

Интимные отношения не ограничиваются рождением детей, в не меньшей мере они существуют для единства в любви, для взаимного обогащения и радости супругов. Но при всем том высоком значении, которое признает христианство за плотским единением, Церковь всегда безоговорочно отвергала все попытки его "обожествления". Наше время характеризуется попытками освободить плотское внебрачное единение от ассоциаций с грехом, чувством вины и стыда. Все поборники этого "раскрепощения" не понимают, не видят того момента, который, пожалуй, является центральным в христианском видении мира. "Согласно христианскому мировоззрению, природа человека, несмотря на то, что онтологически она является благой, есть природа падшая, и падшая не частично, не так, что некоторые свойства человека остались незатронутыми и чистыми, но во всей своей целокупности... Любовь и похоть - безнадежно смешались, и невозможно отделить и изолировать одно от другого... Именно по этой причине Церковь осуждает, как поистине демонические. те идеи и направления, которые - в различных комбинациях друг с другом - призывают к половому освобождению" (8).

Но способен ли человек в своем теперешнем, падшем состоянии, на истинную, совершенную любовь?

Христианство есть не только заповедь, а откровение и дар любви.

Для того чтобы любовь мужчины и женщины была такой совершенной, как ее сотворил Бог, она должна быть единственной, нерасторжимой, нескончаемой и божественной. Господь не только даровал это установление, но также дает и силу осуществить его в Таинстве христианского брака в Церкви. В нем мужчине и женщине дается возможность стать одним духом и одной плотью.

Высоко учение Христа о подлинном Браке! Поневоле спросишь: да возможно ли такое в жизни? "Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене (т. е. если так высок идеал брака), то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано"

(Мф.19, 1 0-11). Христос как бы так говорит: "Да, идеал брака высок, обязанности мужа к жене тяжелы; не всем этот идеал под силу, не все вмещают слово (учение) Мое о браке, но кому дано, с помощью Божией все же этот идеал достигается". "Лучше не жениться!" Это - как бы невольное восклицание учеников, перед которыми начертаны были обязанности мужа к жене. Пред великостью задачи - преобразить греховное естество – равно трепещет слабый человек, вступает ли он в брак, постригается ли он в монахи. Единство в Божественной любви, которое составляет Царсвто Божие, на земле дается зачаточно и должно быть взращено подвигом. Ибо любовь есть и радость, и умиление, и ликование друг о друге, но любовь тоже есть подвиг: «Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов» (Галл.6,2).

1. Прот. В. Зеньковский. На пороге зрелости М.,1991. С. 31-32.

2. С.В.Троицкий. Христианская философия брака. Париж, 1932. С.98.

3. Прот. Иоанн Мейендорф. Брак и Евхаристия. Клин: Фонд "Христианская жизнь". 2000. С.8.

4. Проф.С.В.Троицкий. Христианская философия брака. Париж, 1932. С.106.

5. Там же, с. 138 -139.

6. Прот. Фома Хопко. Основы Православия. Нью-Йорк, 1987. С.318.

7.Там же, с. 320.

8. Прот. Александр Шмеман. Водою и Духом. М., 1993.С.176.

Так что же такое истинная, настоящая любовь? Каковы ее проявления? Обратимся к Библии. Суть истинной любви раскрыта апостолом Павлом в его знаменитом гимне, в Первом послании к коринфянам.

«... В совершенной любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся несовершенен в любви. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше».

К сказанному сложно что-то добавить, однако можно выделить отдельные моменты и рассмотреть их более детально.

«Любовь никогда не перестает». Очень важной чертой истинной любви можно назвать вечность. Все, что не может быть вечным, не имеет права называться любовью. А что исчезает из отношений? Страсть, влюбленность. После их угасания возникает в лучшем случае пустота, равнодушие, иногда светлые воспоминания, в худшем - негативные тягостные эмоции: ненависть, отчаяние.

Если любовь действительно истинная, то брак, построенный на этом основании, должен быть вечным. В идеале верность супруги хранят всю жизнь, даже после их смерти. Конечно, не каждый, овдовев, может не вступать более в брак, поэтому в церкви допускается повторное венчание как снисхождение к нашей немощи. «Лучше бы тебе не вступать больше в брак, но если ты не можешь понести этот подвиг, то вступай», - говорит Церковь.

И несомненно, что единение душ, которое возникает у супругов при жизни, если супруги любят по-настоящему, будет иметь место и после смерти, поскольку вечность любви распространяется не только на земную жизнь, но переходит границу смерти. Можно привести пример из жития Ксении Петербургской. Она овдовела, будучи двадцати шести лет от роду и не имея детей. Неожиданная кончина горячо любимого ею мужа так сильно поразила Ксению Григорьевну, что перевернула все ее представления о земном мире и людском счастье. Она восприняла уход мужа в мир иной как свою собственную смерть.

Житие подвижницы сообщает, что она не вступила в новый брак и добровольно взяла на себя подвиг юродства Христа ради. Людям она казалась умалишенной; на самом же деле ее поступки были наполнены глубоким духовным смыслом. Отказавшись от своего прежнего имени, Ксения присвоила себе имя покойного мужа и носила его костюм. Блаженная уверяла, что умерла именно Ксения, и охотно откликалась, если ее называли Андре- ем Федоровичем. Таким образом, своим мнимым безумием она обличила безумие мира сего, в том числе легкомысленное отношение к супружеской близости и верности.

«Любовь не ищет своего». То есть человек любит другого ни за что, в отличие от влюбленности, когда часто любят за что-то и потому что: он сильный, красивый, умный, обеспеченный и т. д. Истинная любовь - это любовь безусловная. Как это понять? Вспомним своих родителей или детей. Если спросить: «За что мы их любим?» - то на этот вопрос ответить сложно, так как отдельные характеристики, конечно, не являются поводом для безусловной любви.

И родителей, и детей мы любим только за то, что они есть, такими, какими являются. В браке при настоящей любви супруги любят друг друга только за то, что именно этот человек является твоей половиной (независимо от внешности, материального положения и т. д.).

Иногда встречаются супружеские пары, где муж или жена далеко не красавцы, но какие трепетные, нежные отношения, какая забота друг о друге! Как образно отмечает священник Илия Шугаев: «Внешность человека - это мутное стекло. Издали ты видишь только само стекло, а что находится за ним, разглядеть не можешь. Но когда прильнешь к такому стеклу, ты видишь только то, что находится за эти стеклом, а самого стекла уже не видишь».

В связи с этим можно вспомнить известную сказку «Аленький цветочек». Младшая купеческая дочь полюбила безобразное чудовище за его любовь и доброту к ней. Любовь к невидимому другу помогла девушке преодолеть страх и отвращение к его видимому образу. Уродство, безобразный облик - все это победила любовь. Внешность отступила на второй план. В итоге произошло преображение: «зверь лесной» стал принцем молодым, «красавцем писаным, на голове с царскою короною».

«Любовь долготерпит», и действительно, терпение, преодоление всевозможных трудностей и преград являются центральными характеристиками зрелой, истинной любви.

В сказках, легендах тема брака, любви тесно связана с темой испытаний, трудностей, которые приходится преодолевать супругам. Это типичный финал народных сказок: пройдя через огонь, воду и медные трубы, преодолев и искупив свои ошибки, он и она обретают друг друга, находят, как говорили раньше своего «суженого».

Интересное слово «суженый». В нем выражается вера: с избранником суждено было встретиться. И когда двое встречаются, они узнают друг друга. Часто люди ищут друг друга, как в известной сказке: «Пойти туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что». Но сразу понимают, когда происходит та самая - судьбоносная встреча.

Вспоминается одна ситуация.

Оксана и Степан уже, будучи уже несколько лет вместе в счастливом, благополучном браке, не переставали удивляться, вспоминая о своей первой встрече. Будущие супруги познакомились неожиданно: Оксана опаздывала на работу и остановила попутную машину, за рулем которой был Степан. Как потом оба признались друг другу они сразу поняли, что настоящая встреча состоялась. По каким признакам? Словами это объяснить сложно. Оба почувствовали, что сердце словно перевернулось в груди и потом стало ускоренно биться, слова и не требовались. Дальнейшая жизнь подтвердила истинность первых чувств, переросших в настоящую любовь.

Реальная жизнь супругов наполнена всевозможными испытаниями, преодолев которые двое действительно становятся «одной плотью». В связи с этим вспоминается еще один пример, описанный православным автором Мариной Кравцовой.

Наташа и Алексей поженились рано, сразу после школы. В двадцать лет у них уже было двое детей. Родились двойняшки, Ирочка и Лариса. Все шло прекрасно. Была своя квартира, Алексей работал, Наташа с удовольствием занималась домашними делами. А потом случилось страшное: Алексея сбила машина. И молодой красивый человек лежал, прикованный к постели. И, что гораздо страшнее, он был приговорен к пожизненной немощи и недвижимости. Трагедия, разыгравшаяся в семье, не сломила Наташу. Ни одного дня она не сомневалась в том, что останется с мужем. Хотя все, кто знал ее, - подруги, бывшие учителя, - настаивали на том, что рано или поздно ей надо будет устраивать свою женскую судьбу

Пойми, - говорили они доброжелательно, - ты еще девчонка, а он калека. Неужели так и пройдет твоя молодость? Посмотри на себя, ты же красавица, на тебя все на улице заглядываются.

Это было правдой. Наташа очень хороша собой. И не только лицо красиво, но и душа прекрасна.

Я однажды сделала свой выбор, - сказала она, как отрезала. И больше ни один «доброжелатель» не посмел открыть рта. Восемь лет Наташа самоотверженно ухаживала за Лешей. Росли девочки. Она работала, почти не встречалась ни с кем из друзей, просто некогда было. А главное, Наташа не верила врачам, которые лечили Алексея. Она все время пыталась найти такого специалиста, который мог бы поставить ее любимого на ноги. И нашла. То, как верила она в исцеление мужа, то, как беззаветно и преданно служила она семье, не могло пройти даром. Алексей встал на ноги. Он чувствует себя полноценным человеком. И, конечно, в этом заслуга Наташи, женщины, которая умеет любить.

Любовь «милосердствует», - другими словами, все прощает. И действительно, прощение - один из основных признаков истинной любви. Все мы разные, со своими особенностями характера, привычками, пристрастиями. И часто не все нравится в супруге. Как хочется иногда начать перекраивать, переделывать своего мужа или жену. Ведь, кажется, что вот еще чуть-чуть и он (или она) все поймет и станет лучше себя вести, изменится. Однако если этого не происходит, как часто мы испытываем обиду, гнев: «Ведь я же для него так старалась!»

В связи с этим стоит вспомнить ситуацию, описанную святым старцем Паисием Святогорцем.

Юноша, живший по-мирски, стал испытывать чувства к девушке, которая жила духовной жизнью. Чтобы девушка ответила ему взаимностью, он тоже старался вести духовную жизнь, ходить в церковь. Они поженились. Но прошли годы, и он вернулся к прежней мирской жизни. У них уже были взрослые дети. Но, несмотря ни на что, этот человек продолжал жить распутно. Он зарабатывал много денег, но почти все тратил на свою развратную жизнь. Бережливость несчастной супруги удерживала их домашнее хозяйство от краха, своими советами она помогала детям устоять на верном пути. Она не осуждала мужа, чтобы дети не начали испытывать к нему неприязни и не получили душевную травму, а также для того, чтобы они не были увлечены тем образом жизни, который он вел. Когда муж приходил поздно ночью домой, ей было сравнительно легко оправдать его перед детьми: она говорила, что у него много работы. Но что ей было говорить, когда средь бела дня он заявлялся в дом со своей любовницей?... Он звонил своей жене и заказывал разные кушанья, а днем приезжал обедать с одной из любовниц. Несчастная мать, желая уберечь детей от дурных помыслов, принимала их радушно. Она представляла дело таким образом, что любовница мужа якобы была ее подругой и муж заезжал к этой «подруге» домой, чтобы привести ее к ним в гости на машине. Она отправляла детей в другие комнаты учить уроки, чтобы они не увидели какую-нибудь неприличную сцену, ведь ее муж, не обращая внимания на детей, даже при них позволял себе непристойности. Это повторялось изо дня в день. То и дело он приезжал с новой любовницей. Дело дошло до того, что дети стали спрашивать ее: «Мама, а сколько же у тебя подруг?»

«Ах, это просто старые знакомые!» - отвечала она. И, кроме того, муж относился к ней как к служанке, и даже хуже. Он обращался с ней очень жестоко и бесчеловечно. Кошмар продолжался несколько лет. Однажды этот человек мчался на машине и сорвался в пропасть. Машина разбилась, а сам он получил очень серьезные увечья. Его отвезли в больницу. И врачи, сделав, что могли, отправили его домой. Он стал калекой. Ни одна из любовниц его даже не навестила, потому что больших денег у него уже не было, а лицо было изувечено. Однако супруга заботливо ухаживала за ним, не напоминая ему ни о чем из его блудной жизни. Он был потрясен, и это изменило его духовно. Он искренне раскаялся, попросил

(пригласить к нему священника, исповедался, несколько лет прожил по-христиански, имея внутренний мир, и упокоился о Господе. После его кончины старший сын занял его место в бизнесе и содержал семью. Дети этого человека жили очень дружно, потому что унаследовали от своей матери добрые принципы. Для того чтобы спасти семью от распада, а своих детей от горькой печали, она выпила их горькие чаши сама.

«Любовь все переносит». Настоящая любовь жертвенна. Как это понять? Жертвенность - это возможность отодвинуть свои интересы на задний план ради другого, даже тогда, когда они кажутся такими важными. Это возможность ради ближнего отказаться от чего-то ценного для себя. Вариантов может быть множество. В этой связи вспоминается такой пример.

Оксана и Николай поженились еще в институте. Она, подающий большие надежды будущий детский доктор, он - научный работник. Все окружающие считали их блестящей парой с огромными перспективами в плане карьеры. Но жизнь расставила другие акценты. Первый ребенок, девочка, появившаяся в семье, полностью перевернул планы Оксаны. Она не ожидала, что пoтребуется столько внимания к малышке. Все силы, вся забота были направлены на нее. Кроме этого навалившиеся хозяйственные дела отнимали все силы. Помощи ждать было неоткуда. Муж был вынужден отказаться от научной карьеры, брался практически за любую работу, если она давала хоть какие-то деньги.

Девочка подросла, Оксана наконец-то смогла выйти на любимую работу. Только-только ощутив себя профессионально востребованной, она поняла, что ожидает второго ребенка. Ситуация усугублялась тем, что руководство учреждения, в котором работала Оксана, собиралось отправить ее на дорогостоящую стажировку по специальности, что в дальнейшем открывало большие перспективы. Что делать? Николай был непреклонен: «У нас будет ребенок», - отрезал он. Оксана вынуждена была смириться. Родился мальчик. Трудно передать, что пришлось пережить Оксане, оказавшейся с двумя малышами на руках. Муж практически не бывал дома, пытаясь найти доход. Болезни, воспитание, детский сад, учеба, дополнительное образование, музыкальная школа... С мечтами о карьере Оксане пришлось расстаться.

Конечно, это очень серьезное самопожертвование ради детей. Но жизнь состоит и из повседневных, на первый взгляд мелких уступок, а иногда любящие люди отдают друг другу самое дорогое, что у них есть.

Прекрасный пример жертвенности описал известный автор О. Генри в своем рассказе «Дары волхвов».

«Один доллар восемьдесят семь центов. Это было все... А завтра Рождество. Единственное, что тут можно было сделать, это хлопнуться на старенькую кушетку и зареветь. Именно так Делла и поступила... Делла кончила плакать и прошлась пуховкой по щекам. Она теперь стояла у окна и уныло глядела на серую кошку, прогуливающуюся по серому забору вдоль серого двора... Она вдруг отскочила от окна и бросилась к зеркалу. Глаза ее сверкали, но с лица за двадцать секунд сбежали краски. Быстрым движением она вытащила шпильки и распустила волосы. Надо сказать, что у четы Юнг было два сокровища, составивших предмет их гордости. Одно - золотые часы Джима, принадлежавшие его отцу и деду, другое - волосы Деллы...

И вот прекрасные волосы Деллы рассыпались, блестя и переливаясь, точно струи каштанового водопада. Они спускались ниже колен и плащом окутывали почти всю фигуру Но она тотчас же, нервничая и торопясь, принялась снова подбирать. Потом, словно заколебавшись, с минуту постояла неподвижно, и две или три слезинки упали на ветхий красный ковер.

Старенький коричневый жакет на плечи, старенькую коричневую шляпку на голову - и, взметнув юбками, сверкнув невысохшими блестками в глазах, она уже мчалась вниз, на улицу.

Вывеска, у которой она остановилась, гласила: «Всевозможные изделия из волос».

Не купите ли мои волосы? - спросила она у мадам.

Я покупаю волосы, - ответила мадам. - Снимите шляпу, надо посмотреть товар. Снова заструился каштановый водопад.

Двадцать долларов, - сказала мадам, привычно взвешивая в руке густую массу.

Следующие два часа пролетели на розовых крыльях... Наконец она нашла. Без сомнения, это было создано для Джима, толь- 1 ко для него. Это была платиновая цепочка для карманных часов, простого и строгого рисунка...

Дома оживление Деллы поулеглось и уступило место предусмотрительности и расчету. Она достала щипцы для завивки, зажгла газ и принялась исправлять разрушения, причиненные великодушием в сочетании с любовью... Джим неподвижно замер у дверей, точно сеттер, учуявший перепела. Его глаза остановились на Деле с выражением, которого она не могла понять, и ей стало страшно... Он просто смотрел на нее, не отрывая взгляда, и лицо

Ero не меняло своего странного выражения... - Ты остригла волосы? - спросил Джим с напряжением, как будто, несмотря на усиленную работу мозга, он все еще не мог осознать этот факт... Джим достал из кармана пальто сверток и бросил его на стол. - Не пойми меня ложно, Делл, - сказал он. - Никакая прическа и стрижка не могут заставить меня разлюбить мою девочку. Но разверни этот сверток, и тогда ты поймешь, почему я в первую минуту немножко оторопел. Беглые проворные пальчики рванули бечевку и бумагу. Последовал крик восторга, тотчас же - увы! - чисто по-женски сменившийся потоком слез и стонов, так что потребовалось немедленно применить все успокоительные средства, имевшиеся в распоряжении хозяина дома. Ибо на столе лежали гребни, тот самый набор гребней - один задний и два боковых, - которым Делла давно уже благоговейно любовалась в одной витрине Бродвея. Чудесные гребни, настоящие черепаховые, с вделанными в края блестящими камешками, и как раз под цвет ее каштановых волос.

Тут она подскочила, как ошпаренный котенок, и воскликнула. Ведь Джим еще не видел ее замечательного подарка. Она поспешно протянула ему цепочку на раскрытой ладони. Матовый драгоценный металл, казалось, заиграл в лучах ее бурной и искренней радости...

Делл, - сказал Джим, - придется нам пока спрятать наши подарки, пусть полежат немножко. Они для нас сейчас слишком хороши. Часы я продал, чтобы купить тебе гребни. А теперь, пожалуй, самое время жарить котлеты»...

Итак, прекрасная история жертвенности молодых любящих людей, которые отдали самое дорогое, что у них было, чтобы порадовать друг друга. И это, наверное, и есть настоящая любовь, которая является самым ценным подарком, который только можно подарить друг другу.

Что еще характерно для настоящей любви?

Настоящей, истинной любви присуще чувство самообновления. Если брак строится на изначально правильных духовных основаниях, то момент встречи (как переживание постоянно обновляющегося чувства) всегда присутствует у супругов. Бывает так, что супруги большую часть времени проводят вместе: вместе работают, вместе отдыхают, вместе радуются и грустят. И, что самое главное, не устают друг от друга, а, наоборот, все больше и больше открывают друг в друге новые грани, новые черты. По- чему так происходит?

В истинной любви личность раскрывает себя и помогает раскрыться любимому человеку. Если чувственные удовольствия, страсть неизбежно приводят к пресыщению, то зрелая любовь не насыщаема - близкий человек не надоедает: любовь раскрывает друг в друге образ Божий, который неисчерпаем и непознаваем. Такая любовь через все маски, черты характера, привычки, телесную оболочку видит истинный духовный лик любимого. И часто уже на склоне лет муж и жена как бы вновь обретают себя, но уже на новом уровне отношений.

Истинная любовь включает в себя заботу о другом. Забота есть проявление способности отдавать, не связанной соображениями выгоды и корысти. Психолог и философ И. Ялом выделяет следующие характеристики истинной заботы:

Отрешение от сознательного внимания к себе, не думать о том: что он обо мне подумает? Что в этом для меня? Не искать похвалы, восхищения, сексуальной разрядки, власти, денег;

Забота активна. Зрелая любовь любит, а не любима. Мы любяще отдаем, а не влекомы к другому;

Зрелая забота вытекает из богатства человека, а не из его бедности, из роста, а не из потребности. Человек любит не потому, что нуждается в другом, не для того, чтобы существовать, спастись от одиночества, а потому, что по-другому не может;

Зрелая забота не остается без награды. Через заботу человек получает заботу. Награда следует, но ее нельзя преследовать.

Истинная любовь предполагает уважение личности другого. Уважение - это признание права супруга или супруги на свой выбор, свой индивидуальный взгляд, даже если он кажется нам необоснованным, неверным. Иногда это очень трудно сделать. Однако очень важно не пытаться втискивать своего супруга в прокрустово ложе собственных идей, установок, точек зрения, даже, казалось бы, из самых бЛагих побуждений. Это, конечно, на пользу отношениям не идет. По этому поводу вспоминается пример, описанный святым старцем Паисием Святогорцем. «Однажды, живя в монастыре Стомион, я встретил в Коннице женщину, лицо которой сияло. Она была матерью пятерых детей. Ее муж был плотником... Если заказчики делали этому человеку какое-нибудь пустяковое замечание... то он точно с цепи срывался. «Это ты меня, что ли будешь учить?!» - кричал он, ломал свои инструменты, швырял их в угол и уходил. Ты теперь представляешь, что он творил в собственном доме, если и в чужих-то домах он все крушил! С этим человеком невозможно было прожить вместе ни одного дня, а его жена жила с ним годы. Каждый день она переносила мучения, однако ко всему относилась со многой добротой и покрывала все терпением... «Ведь это же мой муж, - думала она, - ну что же, пускай поругает меня маленько. Может быть, и я, будь на его месте, вела бы себя точно также». Эта женщина применяла Евангелие в своей жизни, и поэтому Бог ниспослал ей Свою Божественную Благодать».

Но как часто мы поступаем иначе! Пытаемся переделать, перевоспитать, перекроить супруга, занимаемся увещеваниями, уговорами, даем беспрерывные советы, тем самым постоянно нарушая свободу личности и ее суверенитет. Что же в итоге? «Благие» побуждения, как правило, оканчиваются ссорой, конфликтом, и это вполне объяснимо: близкий человек не хочет «перевоспитываться», и начинает совершенно законно сопротивляться. Наверное, чаще нужно вспоминать слова, сказанные Амвросием Оптинским: «Познай себя, и хватит с тебя».

Можно привести еще один пример. mm Супруги (Ирина и Вячеслав) жили в венчанном браке, что называется, душа в душу. Было согласие по всем основным вопросам: ценности, вера, взгляды на жизнь, интересы... Все было прекрасно, кроме того, что муж не мог избавиться от вредной, уже почти сорокалетней привычки курить. Это стало камнем преткновения в отношениях супругов. Ирина из благих побуждений решила: «Я все сделаю для того, чтобы он избавился от своего пристрастия. Ведь это вредно для здоровья и православный человек не имеет права на такую слабость». Ситуация осложнялась тем, что Вячеслав для себя такого же решения не принял.

Супруга стала решительно «искоренять» недостаток мужа: уговоры, объяснение вреда никотина, угрозы... Но все развивалось по одному сценарию. Спокойный Вячеслав терпеливо и долго сносил все увещевания Ирины, но через какое-то время взрывался и обрушивался с гневом на жену. Отношения заходили в тупик Что делать? Ирина ответа на этот вопрос не находила. С этой проблемой она пошла к своему духовному наставнику, надеясь получить рекомендации по перевоспитанию Вячеслава. Но все вышло иначе. Посмеявшись над неудачными попытками вразумления мужа, духовный отец сказал: «А ведь ты знала, за кого выходила замуж, почему ты считаешь, что можешь изменить взрослого человека?» Далее он продолжал: «Ты упустила из виду самое главное. Мужскую природу изменить женщине невозможно. Все твои вразумления воспринимаются Вячеславом как попытки вмешаться в его свободу, в его личность, поэтому в ответ на благие уговоры возникает сопротивление и раздражение. Смирись и люби мужа таким, какой он есть. А Бог все расставит по своим местам».

Ирине было над чем подумать - такого ответа она не ожидала, но твердо решила делать так, как сказал духовный отец. Каково же было удивление женщины, когда она обнаружила, что после прекращения «вразумлений» отношения в семье резко изменились в лучшую сторону. Вернулся давно забытый мир и покой, а муж стал проявлять заботу и участие.

Прообразом любви без оговорок и условий является любовь Господа Иисуса Христа к человечеству, Который изначально любит каждого, несмотря на нашу глубинную греховную искаженность и несовершенство. Доказательство этой великой любви - смерть Спасителя, Который отдал жизнь за избавление человека от вечной смерти. Какие же еще нужны примеры! Остается только совсем «немного» - научиться любить ближнего своего так, чтобы не думать: «Ну вот, пусть он вначале исправиться, встанет на путь истинный, а потом я его полюблю, безусловно, и по-настоящему!»

В том-то все и дело, что полюбить нужно человека таким, какой он есть сейчас, со всеми его достоинствами и недостатками. И тогда любовь растопит, преобразит, раскроет все самое лучшее, все самое прекрасное в другом; нужно только терпеливо ждать и любить. Ведь мы бросаем в землю яблочное семечко и не приходим собирать урожай через месяц, а в течение многих лет терпеливо ухаживаем за деревом, и только тогда дожидаемся плодов. Плоды любви появляются тоже не сразу, человеческая душа намного сложнее растения. И не всякое дерево выживает, многие гибнут. И больше половины семей распадается, не принося никаких плодов, кроме брошенных детей и исковерканных душ. Священник Илия Шугаев сравнивает брак с двумя камнями, острыми и твердыми. Пока они не соприкасаются друг с другом, то все вроде бы хорошо, никто никого не задевает, но положи их в мешок и потряси сильно и долго!..

При этом возможны два варианта: либо камни обтесываются и уже не ранят друг друга, либо нет, и тогда рвется мешок, и камни вылетают из него. Мешок - это семья, брак. И либо супруги через мелкие самопожертвования притираются, либо в злобе друг на друга разлетаются. Огромное количество разводов приходится на первые два-три года совместной жизни. Люди не понимают, что любви-то еще не было, а была только влюбленность. За любовь еще надо было бороться. И просто никто из супругов не захотел избавиться от своих острых углов. Затем возможен новый брак, а там продолжается то же, что в первом. Мужчина ошибочно полагает, что ему опять попалась плохая жена, а жена думает, что ей не повезло с мужем. На самом деле оба не хотят вытащить «бревно» из своего глаза и выстроить действительно зрелые и любящие отношения.

Итак, мы перечислили основные признаки истинной любви. Как отмечает игумен Георгий (Шестун), «... полноценной любви человек добивается всю жизнь. Это дар Божий, который дается по благодати. И чтобы достичь такой любви, ее нужно заслужить: нужно стяжать благодать и хранить ее. И самое главное - до любви нужно дожить, ее заслужить нужно. И если это произойдет, тогда через несколько лет муж смотрит на жену, а жена на мужа, и он думает: «Какое счастье, что я женился на ней». А она думает: «Какое счастье, что я вышла замуж за него». Понимание того, что этот избранник единственный, другого человека рядом и представить невозможно - это и есть любовь. Но она приходит, когда корабль семейной жизни преодолел многие бури, сохранился вопреки всему».

Елена Морозова, кандидат психологических наук

Read more: http://www.realove.ru

https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В тот момент, когда юноша и девушка повзрослели и стали перед выбором своего спутника жизни и считается первой обязанностью православного мужа и жены. Принимать такое решение необходимо хорошо подумав и неспешно, так как церковь говорит о том, что брак должен быть единым.

Есть легенда об отце Арсении и его дочери. Девушка хотела посвятить свою жизнь служению Господу, но отец благословил ее на замужество. Она выбрала себе парня и пришла к отцу. Тот же сказал, что это не ее суженый. Затем она пришла уже с другим, но вновь получила отказ. На третий раз уже мать подобрала ей жениха. Он совсем не понравился девушке, и она думала, что отец также откажет.

Он благословил ее на брак и сказал, что даже если она не любит парня, то не надо это показывать ему, и только с ним она будет счастлива. Девушка долго плакала, но послушалась отца и вышла за него. Через год парень стал ей самым родным и дорогим, с которым она прожила долгую жизнь и родила 13 детей.

Что такое семья

Церковь все больше говорит о том, что современные люди совершенно не понимают понятия семьи. Они считают, сто основной ее целью есть рождение детей. И священники говорят о таком ошибочном понимании, ведь это природа семьи, но не цель.

Священнослужители часто говорят о том, что семья – это маленькая церковь, где есть определенные обязанности мужа и жены в семье. А цель брака заключается в воплощении христианской любви. Начало которой берется на земле, а продолжение идет в Царство Небесное.

Семейные обязанности

После проведения , люди получают благословение от Бога на жизнь вместе, рождение детей и воспитание их в православном духе, а также деление радости и горя пополам. Если мы будем противится выполнению этих правил, то лишимся божьей благодати.

Еще апостол Павел писал, что обязанности жены православие выделяет как повиновение мужу своему, так как он является главой семьи. Она должна боятся грешить против мужа, ни словом, ни делом, ни взглядом. Так всегда и было в истинных православных семьях: жена слушалась своего мужа, а дети – своих родителей. И был там порядок, мир, любовь и Божье благословение.

Но кроме самого обряда венчания есть еще и обряд развенчания. Для его проведения необходимо достаточно веские аргументы.

Кроме семейных обязанностей жены и мужа есть определенные, которые относятся к Богу:

  • любовь и верность друг другу на всю жизнь,
  • рождение и воспитание детей в православной вере,
  • послушание мужем Господа, так как он глава семьи и несет ответ за нее перед Богом,
  • жена должна во всем слушаться мужа.

Помните, что провести обряд венчания никогда не поздно и помните, что самым главным является вера и следование Божьим заповедям.

Господь всегда с Вами!

14.МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА, БРАК, СЕМЬЯ

14.1.Природа полов.

« И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию нашему…И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею …И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой» (Быт.1.26-31).

Предания Ветхого Завета донесли до нас, что именно так был сотворен человек.

Бог сотворил человека мужчиной и женщиной.

Следовательно наличие двух полов предопределено как неотъемлемое качество человеческой природы, сотворённой по образу Божию.

Но изначально человек был создан бесполым и только потом Бог сотворил женщину, что и определило природу человека в двух ипостасях по разнице в полах.

«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего…и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт.2.21-24.)

Отсюда следует - как мужчина не может существовать без женщины, так и женщина не может существовать без мужчины, оба они есть «одна плоть».

Единая плоть предполагает совершенство и гармонию в духовном и физическом единстве, чтобы исполнить цель своей природы и жизни: достигнуть подобия Божия.

Божий дар – существовать человеку в двух полах: мужском и женском, означает различие в образе их существования.

Это вытекает из того, что Сын и святой Дух – различные «образы существования» в Боге Отце – едином Боге.

Именно таким образом и совершено решение Бога «сотворить человека по образу Нашему».

Разница между мужским и женским полом - в их различном призвании.

Мужчина и женщина призваны быть отцом и матерью «всего живущего», всего мироздания, тем самым воплощая изначальную волю Божью «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте» над всем живым (Быт. 1.28).

При этом, мужчине было доверено носить в себе «начало» жизни, а женщине носить в себе зачатого ребенка, а затем его родить.

Муж и жена являются родоначальниками новой жизни, тем самым олицетворяют образ Бога в рождении человека на земле.

Различия в своем предназначении не должны быть причиной разногласий между мужчиной и женщиной.

Тирания мужчины, как носителя «начала» жизни, над женщиной – совершенно недопустимы.

Точно также, недопустимы и стремления женщин сделаться «мужчинами», занять их позицию в жизни.

Напротив, именно в этих природных различиях, хранится гармония и единство, дополнение друг друга в общем бытие.

Подобно тому, как в Божестве Самой Святой Троицы, изначальное единство природы и бытия сочетается с реальными различиями между Отцом и Сыном и Святым Духом, то же сочетание сохраняется и в человеческих парах.

В Боге сохраняется некая «иерархия» - порядок, в котором Божественные Личности как бы находятся по отношению друг к другу, к человеку, к миру: только один Отец есть «источник Божества».

Сын является выражением Отца и «подчинён Ему», Святой Дух является «третьим» Лицом, исполняющим волю Отца и Сына.

Но все три Божественных Лица совершенно равны.

Такой порядок соотношения друг с другом, при совершенном равенстве, должен служить божественным примером для жизни мужчины и женщины в мире.

Половая природа человека имеет огромное влияние на его духовную жизнь.

Отношения между мужчиной и женщиной должны согласовываться с волей Божьей и вдохновляться Духом Святым.

Но, как и всё в этом падшем мире, эти отношения тоже могут извратиться и стать орудием греха: вместо выражения Божьей любви, превратиться в проявление любви к себе.

Вот что говорится в послании апостола Павла об этом:

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною …Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющиеся с блудницею становятся одно тело нею? Ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6.12-20).

В этом послании апостол Павел говорит о принципах отношений между полами, что они были даны Богом с духовными целями, чтобы использовать их как единое целое для Его прославления, что сами по себе они святы и чисты.

Апостол говорит, что другие отношения между полами, половые извращения происходят от восстания человека против Бога.

«…предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонились и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах, делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилосердны. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.» (Рим. 1.24-32).

В апостольском послании перечислено двадцать три признака «превратного ума», направленного на восстание против Бога.

Только Библия может дать в таком сконцентрированном виде блуждание человеческого ума вокруг зла против Бога и греха.

Современным людям, прочитав эту библейскую выдержку, будет легче ориентироваться в том потоке информации, сгущенной подробностями о «сексе» (в переводе с английского означает просто «пол»), сдобренные намеками на всякое «непотребство».

Можно сказать, что особенно в конце 2000 летия, в средствах массовой информации прямо разгул непотребства, на который с жалостью взирают христиане, понимая, что он конечно же подогревается бесовскими силами.

Здесь к месту будет указать, что Иисус Христос, простил женщину, взятую в прелюбодеянии (Ин. 8. 7-11) и раскаявшуюся блудницу, которая, в благодарность, отерла Его ноги своими волосами (Лк.7.36-50) и пророчествует в Нагорной Проповеди:

«Вы слышали, что сказано древними: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, то подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, то прелюбодействует.» (Мф. 5. 27-32).

Итак, согласно Божиему откровению, отношения полов святы и чисты только в таинстве брака, который в идеале должен быть единственным, так как принадлежит к вечности Царства Божьего.

Те, кто волей Божьей принимают решение никогда не вступать в брак, должны воздерживаться от всяких интимных отношений, потому что это было бы изменой Богу и дарованной Им жизненной задаче.

Духовная жизнь холостых людей, конечно же не лишается особых черт, свойственных мужественности или женственности.

Апостол Павел таким людям дает совет и наставления:

«Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. .. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а Мне вас жаль.» (1.Кор.7.25-28).

Безбрачный человек, призывается Церковью к девственности, чтобы свидетельствовать в нашем мире о Царстве Божьем, где «ни женятся и ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф.22.30).

Семейная пара должна заботиться друг о друге, вызывая тем самым чувства любви, добра и гармонии, служа тем самым Богу.

Ко всем людям женатым и неженатым, мужчинам и женщинам Священное Писание словами апостола Павла обращается так:

«Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я (т.е. безбрачным) ; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения… выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, доколе жив муж ее, если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету» (1 Кор. 7. 7-40).

Смысл этих наставлений апостола Павла, которые более обширнее чем приведено, заключается в том, что люди могут служить Богу и жить духовной жизнью, как в браке, так и вне его, но ни то, ни другое состояние не гарантирует от греха.

Духовное Предание Церкви во всем согласуется с апостолом.

Это не значит, что брак при этом принижается, наоборот, брак является таинством Церкви.

Просто надо понимать, что легче стать рабом Божьим, если человек отказывается от всего в этом мире, продает что имеет, и следует за Христом в совершенной бедности.

Взаимоотношения полов, мужчины и женщины, остается очень важным до сего времени.

Сколько трагедий, слез, обид, злобы и ненависти вокруг этого, казалось бы совершенно ясного вопроса – мужчина и женщина, суть члены одного тела, сотворенного Богом, и только Ему они призваны служить.

Вопрос взаимоотношения полов в Священном Писании проходит отдельной нитью наставлений, правил, запрещений, советов, о чем мы будем говорить ниже.

14.2.Брак.

Бог сотворил мужчину и женщину, чтобы они в браке соединили свои жизни, как «плоть едина».

Этот союз не должен расторгаться.

Иисус Христос на вопрос фарисеев «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» (Мф.19.3) свой ответ пророчествовал такими словами:

«Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводится с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, то прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матерного родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.» (Мф.19.3-12).

Союз мужчины и женщины в единстве брака наставляется в Библии «подражайте Богу, как чада возлюбленные живите в любви», при этом точно указывается чему подражать:

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти и от костей Его. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф.5.22-32).

Эти слова, читаемые во время таинства венчания в Церкви, содержат целую программу духовной жизни в семье.

Муж должен любить свою жену, даже больше жизни, как Сам Иисус Христос любит Церковь. Жена должна любить своего мужа и быть ему совершенно предана, как предан Церкви Христос. Единство любви у семейной пары должно быть совершенным, полным и вечным.

Именно в этом единстве, интимные отношения любви есть мистическое запечатление его полноты, когда двое едины в уме, сердце, душе и теле в Господе.

Брак мужчины и женщины становится совершенным только во Христе и в Церкви.

Но, к большому прискорбию надо сказать, совсем не обязательно, что такой брак будет совершенен.

Церковное таинство, не волшебство и не магия, его сущность, его дары могут быть отвергнуты и загрязнены.

Но когда двое венчаются в Церкви Христовой, им во всей полноте даётся Богом возможность совершенства их барака.

Если мужчина и женщина любят друг друга по настоящему, они естественно будут стремиться к тому, чтобы их отношения были исполнены добродетели и всех плодов Духа Святого, что бы любовь их длилась вечно.

Брак заключаемый в Церкви Христовой не кончается со смертью, но осуществляется и находит своё совершенство в Царствии Небесном.

Интимная близость мужа и жены является частью сотворенной Богом человеческой природы, замыслом Божьем о человеческой жизни: «…и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1. 28).

Поэтому такая близость не может осуществляться случайно, с кем угодно, ради собственного удовольствия и страстей.

Оно всегда должно быть связано с полной отдачей себя и верностью другому, только тогда оно становится источником духовного удовлетворения и радостью для любящих.

Неудовлетворенность в браке никогда не бывает просто физической или биологической проблемой, чтобы не утверждали современные сексопатологи.

Эта неудовлетворенность, почти всегда происходит в результате какого-либо недостатка сердца или души.

Но в самой своей основе – это недостаток любви.

Этот недостаток часто связан с излишне развитым чувством эгоизма у одного или у обоих, самоутверждение за счет другого, не желания дать больше чем получаешь.

Лекарство здесь только одно – человек должен думать только о благе другого не требуя для себя ничего.

Только такая жизненная установка сердцу и душе, может привести к гармонии в браке, полного духовного и телесного единения, тогда супружеская близость может приносить глубокую радость мужу и жене.

Если же главное место занимает другое: удовлетворение страсти тела и ума, тогда всё теряется, путается, извращается, а это приводит к скорби и смерти единству.

К сожалению, молодым людям дают плохие примеры выбора пары для супружеской жизни.

Со страниц газет, журналов, ради и телевидения всячески пропагандируется тщательно замаскированный лозунг эгоизма для любящих пар.

Этот лозунг «Полюби меня, я хочу твоей любви», маскирует суть будущего краха мужа и жены, любящей пары.

Требовать к себе проявления любви, без взаимной отдачи, это потребление, это значит давать уму и сердцу установку на разрушение брачного и любого другого союза в будущем.

Рано или поздно, так и происходит, наступает смерть единству.

Любовная энергия пары без взаимной подпитки, иссякает.

Наоборот, супружеской паре, любящим мужчине и женщине, надо следовать заповеди Иисуса Христа «…да любите друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин.13.34-35).

Любить как Сам Христос, пример божественной, совершенной, самопустошающей любви.

Обыкновенно от брачного союза ожидаются плоды – рождение детей.

Но интимные отношения супругов не ограничиваются этим, в не меньшей степени они существую для единства в любви, для взаимного обогащения и радости супругов.

Кроме того современная наука отмечает взаимное оздоровление супругов в результате многолетнего сожительства, что есть несомненное проявление Божьей любви к своим творениям и их поощрение.

Апостол Павел дает супругам такой совет:

«Но во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.» (1 Кор. 7.2-6).

Апостол Павел говорит, что супруги не должны воздерживаться друг от друга и сходится вместе только для зачатия ребёнка, наоборот они должны «быть вместе», воздерживаясь только «по согласию на время» и то только для поста и молитвы.

Ключевыми словами являются те, что каждый из супругов «не властен» над своим телом и должен жить принадлежа другому.

Единственное воздержание на время служения Богу в посте и молитве.

Слова «позволительно», но не «повелевается», относится к семейной паре в смысле собственного выбора когда и как вести интимную жизнь, не ограниченного никакими строгими указаниями.

К сожалению, не все люди, хотя они и повенчаны, могут быть безбожны и нечисты.

Супружеская пара «юридически» или даже «церковно», находящаяся в браке, не защищена от того, что их супружеская жизнь автоматически свободна от греховной страсти, извращения, вожделения.

И, напротив, даже никак не зарегистрированный брак, бывает свят и чист, если в нём присутствует подлинная любовь и мужчина и женщина навечно отданы друг другу в верности и взаимном поклонении и уважении.

Где присутствует такая любовь, там присутствует Бог.

14.3.Семья.

Естественным плодом любви мужа и жены, по обряду венчания, является рождение детей, наибольшим залогом их союза.

В этом смысле брак становится человеческим выражением творческой и заботливой Божьей любви.

Люди не любящие детей и отказыващие им в опеке, не могут иметь истинной любви в своём браке.

Конечно бывают пары, чье супружество остается бездетным по какой-либо причине болезни одного из супругов.

В этом случае их подлинная христианская жизнь и взаимная преданность может принять другие формы, например, в усыновлении, или в каком-либо ином служении ближним.

Бездетный же брак, осознанно превращенный в самоублажение и самоудовлетворение супругов, не может считаться христианским духовным союзом.

Такой брак не совместим с библейским, нравственным и богослужебным учением Православной Церкви о смысле жизни в любви.

Добровольное ограничение рождаемости в браке позволительно только тогда, когда рождение ребёнка связано с определенными опасностями как для женщины, так и для будущего ребенка.

Живущие духовной жизнью супруги могут решиться на это лишь с молитвой к Господу о руководстве и милосердии.

Если подобное решение принято перед Господом, средства для его осуществления произвольные, но с православной точки зрения, ни одно из противозачаточных средств не лучше другого и одинаково безрадостны для истинно любящих.

Аборты безоговорочно осуждается и запрещаются Церковью.

Искусственное прекращение беременности ни в коем случае невозможно приравнять к «противозачаточным средствам», и поэтому всякий совершающий его, независимо от причины, как исполнитель, так и пациент совершают большой грех перед Богом, как убийство зарожденной жизни.

В самых крайних случаях, как непоправимый вред или смертельная опасность родов для матери, решение о жизни или смерти ребёнка должно быть принято ею самой, после совета с семьёй и с духовными руководителями.

К какому бы решению они не пришли, в его основании должны лежать непрестанные молитвы о Божьем милосердии.

Святая же мать, отдающая свою жизнь для жизни ребенка, будет много прославлена Богом, ибо нет большего деяния любви, чем отдать свою жизнь за другого. (Ин. 15.13).

Современное общество, стыдливо замалчивает рост абортов.

Медицина разработала «вакуумное, бескровное» удаление плода у беременной женщины.

Совершение страшного греха сдобрено врачебными обещаниями физически безболезненного нанесения душевной травмы!

Отговаривают, правда, но не очень настойчиво, уступая решению женщины.

Общество не находит в себе сил восстать против этого.

Аборт в большинстве стран разрешен законодательно гражданскими властями и женщины, особенно молодые, совершают огромный грех, разрешая убить жизнь в своем теле, данную им от Бога.

Конечно в душе таких женщин образуется кровоточащая рана, которая остается в памяти на всю жизнь.

Это и есть кара Божия за совершенный тяжкий грех.

Спасение их только в молитвенной просьбе о снисхождении милосердия Божьего.

Если, в браке, один из супругов не верующий, то по учению апостола Павла, верующий супруг должен быть примером духовной жизни и любви для неверующего, но без насилия и принуждения по отношению к вере, без обвинений и осуждений.

«Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующей, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1 Кор. 7.13-16).

Развод позволителен ради мира, но не поощряется Церковью.

Конечно, в случае, например, духовной или физической опасности Церковь разрешает развод, как наименьшее зло.

После развода, разведенным христианам советуется «оставаться безбрачными.

Второй брак, даже для вдовых разрешается и благословляется если, есть надежда, что он будет чист и свят в любви.

Вот, что говорит апостол Павел по этому поводу:

«Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я (т.е. безбрачным). Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей» (1 Кор. 7.8-12).

Духовная жизнь в любви должна осуществляться в семейном быту настолько полно, насколько это возможно.

Каждый член семьи должен жить для блага другого, неся «бремена друг друга» и исполняя таким образом «закон Христов» (Гал. 6.2).

В семье должно быть милосердие, прощение и взаимное обогащение, а также все возможное проявление истинной любви.

Еще раз напомним как истинная любовь понимается в Библейском Новом Завете:

«Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит »(1 Кор. 13.4-7).

Семейная жизнь основанная на такой любви, будет радостной и счастливой.

Когда в семье появляются дети, это еще больше скрепляет мужа и жену вокруг их воспитания, новых жизненных целей.

Детям с раннего возраста надо прививать основы христианской морали, смысла человеческой жизни в православном ее понимании.

Молящимся радостно видеть в Церкви детей с родителями, их радостное восприятие церковных таинств.

Вместе с этим на семью ложится воспитание детей.

По этому вопросу в Священном писании есть такие заповеди:

«Дети повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо и будешь долголетен на земле» (Еф.6.1-3).

Родительская любовь, заключается в том, чтобы воспитать в своих детях необходимость любви и почитания родителей.

Человек не имеющий такого чувства, кроме горя которое он принесет родителям, не может и Богу служить.

Таким образом воспитание у детей любви к родителям, это воспитание в них чувства любви к Богу.

Для достижения этой цели иногда надо и строгость проявить.

В Притчах Соломона еще в Ветхом завете так говорилось об этом:

«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, то с детства наказывает его…Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него когда и состарится…Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит её от него…Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней.» (Притч. 13.25;22.6,15;23,13) .

В этих притчах родителям строго указывается на необходимость воспитывать в детях дисциплину.

Конечно же, делать это надо строго, но с любовью.

Правильно говориться, что родительское воспитание сохраняется в человеке до старости.

Роль родительского воспитания детей является обязанностью семьи.

Кроме строгости, нравоучений, главным здесь является личный пример, взаимоотношения взрослых друг с другом.

Эти отношения между папой и мамой списываются детьми «под копирку».

Можно с уверенностью сказать, что дети эти отношения будут выстраивать и в своем будущем браке.

Семья та же церковь, а отец ее глава.

Как действительный пастырь, отец семейства должен быть «непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, учителен, не пьяница, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякой честностью…»(1 Тим.3.2-3).

По примеру притчи Христовой, отец должен быть готов с радостью принять в дом своих блудных детей, а не отвергать их.

Жёны и матери семейств должны быть беззаветно преданы своим мужьям и детям, реально воплощая в себе плоды Духа Святого, ибо матери дают жизнь физическую и духовную.

В Притчах Соломона про добродетельную жену сказано:

«Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. …Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся …Крепость и красота – одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, - муж, и хвалит ее: «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их». Миловидность обманчива и красота суетна, но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» Притч. 31. 10-30).

Притчи о добродетельных женах Ветхого Завета перекликаются с писанием апостолов в Новом Завете.

«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда хвалят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.» (1 Петр. 3.1-7).

Таковы должны быть построения отношений в семье между ее членами, где каждый живет согласно воле Божьей.

Здравствуйте, батюшка. Скажите, пожалуйста, а откуда вообще, с точки зрения Православия, возникает любовь между мужчиной и женщиной, это дар Божий или свободный выбор каждого? В нашей ли воле разлюбить, или безответная любовь - это такое испытание которое Бог посылает человеку? И может ли безответная любовь быть той самой которая "все покрывает и всё переносит" и "никогда не перестаёт"? И можно ли безответно любящему годами надеяться на то, что любимый однажды ответит взаимностью (при условии если у этого любимого нет девушки)? Не греховна ли подобная надежда не нарушает ли она Волю Божью или свободу выбора другого человека?

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Елена!

Стремление мужчины к женщине и женщины к мужчине – дар Божий, данный Адаму и Еве в раю вместе с заповедью плодиться и размножаться. Однако после грехопадения человеческие чувства изменились, приобрели более страстный, биологический характер.
На кого конкретно будет направлено чувство – дело свободного выбора человека.
Вместе с тем нужно понимать, что употреблять такое слово как «любовь» в отношении мужчины и женщины можно только отчетливо помня, что существуют разные виды любви. Те цитаты, которые Вы приводите, конечно, относятся не к отношениям мужчины и женщины, а к Божией любви. Между людьми такая высота отношений возможна только как результат многолетнего совместного труда двух любящих сердец.
То, что мы называем безответной любовью, на самом деле, как правило, влюбленность. А в силу безответности – это влюбленность обычно в собственный образ реального человека, которого на самом деле мы не очень хорошо знаем. К такой влюбленности применить столь высокие эпитеты, как у апостола Павла, сложно. Более того, такая влюбленность отнимает время и силы человека, которые могли бы быть потрачены на поиск того, с кем возможно он был бы счастлив. Даже если безответная любовь – это испытание, реакция на нее, как и на все, происходящее в нашей жизни, является нашим свободным выбором, сознательным или бессознательным.
Если Ваш вопрос носит практический характер и связан с Вашей личной жизнью, лучше всего получить более точный и действенный совет в личном общении со священником, который Вас знает. Он сможет предложить Вам не общие рассуждения, а конкретную программу действий в определенной ситуации.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин.