Воспитание силы воли у мальчиков. Воспитание силы воли у ребенка

Инструкция

Если ребенок всегда окружен чрезмерной опекой взрослых, а также ему не приходится прикладывать никаких усилий в достижении желаемого, то вряд ли из такого ребенка вырастет человек, обладающий стойкими утверждениями и твердым характером.

Иногда родители говорят: "Ну, чего еще можно ожидать от ? Ведь он еще совсем мал и ничего не понимает. Вот когда он подрастет, тогда и будем спрашивать".
Однако это неправильное суждение. Требовать от малыша, конечно, только в пределах его возможностей, нужно с самого , начиная с того момента, когда начинает понимать речь, обращенную к нему, и сам овладевает ею.

При этом воля - это весьма зрелое качество. Естественно, в этом случае о воле совсем еще маленького ребенка в понимании, которое вкладывается в значение зрелой воли у взрослого человека. Однако можно говорить о зачатках проявлений воли даже у маленьких детей. Такие зачатки выражаются:
- в наличии у ребенка определенного стремления к достижению цели;

В сохранении данной цели, несмотря на отсрочку либо отвлекающие моменты;

В способности к отсрочке или задержке своего желания, то есть наличии терпения;

В способности преодолевать свое нежелание ради достижения цели.

Для того чтобы развивать эти задатки, необходимо в воспитании ребенка твердо придерживаться определенных правил. В первую очередь должен быть установлен определенный режим дня и распорядок для того, чтобы ребенок точно знал, как, когда и что он должен делать: вставать, гулять, есть, ложиться спать, мыть руки перед едой, перед сном убирать игрушки. Все это приучает малыша к аккуратности и этим самым способствует развитию волевых черт его характера.

Взрослым следует всегда быть очень честными с ребенком, то есть всегда держать свое слово. Ведь часто так бывает: чтобы утешить малыша, ему обещают многое - и игрушки купить, и в телефон поиграть, и на качелях покатать. В этом случае ребенок перестает плакать или капризничать, но ожидает обещанного. Взрослые же сразу забывают о собственном обещании и порой не выполняют его. В итоге ребенок привыкает не верить обещаниям родителей. А также сам приучается легко давать определенные обещания, а впоследствии не выполнять их. При этом у него не воспитывается ответственность за свои слова. А наоборот, начинает развиваться безответственность и безволие.

Постепенно воспитывайте в ребенке уменье овладевать собственными желаниями, чувствами, приучайте его сдерживаться, побеждать свое чувство страха, боли, а также обиды. Все это укрепляет и тренирует его волю.

Видео по теме

Чтобы малыш стал волевым человеком, нужно пройти несколько этапов. Происходит это не сразу. Волю можно сравнить с голосом отца, в то время когда мать может ласково просить, то отец говорит чётко и прямо, что ему нужно. Воля - это одна из главных черт характера.

Первый этап

Настаивание на своем мнении, отстаивание своих интересов. Когда ребёнок кричит: «Я сам!», это не воля. Это энергия, которая еще неоформленная и превратиться она может, не только в волю, а также и в упрямство. Упрямый человек, делает всё наперекор не только себе, но и окружающим, а иногда даже на зло, а вот волевой человек, делает то, что ему нужно, осознавая и понимая, что надо так, а не иначе.

Второй этап

Чтобы сформировать волю у ребёнка, следует начинать с раннего детства. Ребёнок должен уважать родителей, подражать отцу, конечно же, если отец волевой человек, то он должен показывать пример своему ребёнку. Когда он видит готовность отца принимать важные решения и тому подобное, то это и будет важнейшим элементом, для формирования волевого характера.

Если же, отец мямля, то видя такое поведение, ребёнок также будет этому подражать и чтобы сформировать его характер и волю, потребуется больше усилий, чем у волевого отца. Однако волевой характер отца, тоже может быть не только примером, но страхом перед ним. Подавлением его собственного «я». Постарайтесь донести до ребёнка не страх перед родителем, а осознание нужной твёрдости.

Существуют люди, которые подавляют свободную индивидуальность, так сказать сторонники свободного воспитания. У таких родителей волевых детей не будет, для них слово «надо» лучше превратить в «хочу», так как оно ассоциируется с удушающим насилием, что для них не приемлемо.

Третий этап

Уважение к разуму, обязательства, результаты и их достижения. Когда для ребёнка воля – ценность, когда он понимает, почему и для чего так живёт и так делает, если он имеет всё это, то он может перейти к заключительному этапу.

Заключительный этап

Противостояние к своим желаниям, эмоциям, которые несвоевременны или же неуместны. Соответственно делать надо так, как нужно, а не так, как хочется. Это и есть проявления силы воли.

Сила воли есть у тех детей, которые могут заставить себя встать с постели утром и сделать зарядку, потому что они знают что им это нужно, для того что бы быть здоровыми, хотя они могли потратить это время, на потягивания в кровати.

Видео по теме

Наш эксперт - психолог Ольга Сапожникова .

У слова «воля» (когда речь идёт о черте характера) много значений. Это и решительность, и терпение, и вера в собственные силы, а ещё способность к самодисциплине и принятию осознанных решений. Если же обратиться к научному определению, то волей называют сознательное регулирование своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. То есть речь идёт о навыках, необходимых для успешного достижения человеком своих целей. Что же нужно ребёнку для того, чтобы «вырастить» волю?

Семейные правила

Первые зачатки воли появляются у малыша, когда он начинает понимать самого себя, замечать свои достижения и радоваться им. В годик малыш уже знает ограничения «можно - нельзя» и с помощью взрослых учится со-блюдать границы дозволенного. Годам к трём ребёнок уже способен на простом уровне управлять своим поведением, проявлять терпение: например, дотерпеть до туалета и не намочить штанишки или не хватать еду, когда голоден, а дождаться, пока накроют на стол. Он старается действовать по правилам и доволен собой, когда ему это удаётся. Его самооценку особенно повышает похвала родителей.

О правилах с ребёнком нужно договариваться заранее, в том числе и о возможных последствиях их нарушения. Так формируется самодисциплина. Для малышей правила просты и касаются обычно приёма пищи, личной гигиены и сна. Для детей постарше они уже включают тему одежды, игрушек, прогулок. Следование правилам способствует не только пониманию своих желаний и возможностей, но и тренировке воли. Родители могут поддержать это, отмечая достижения ребёнка, проговаривая, когда он проявил терпение, стойкость или решительность.

Знакомство с жизнью

Младшие дошкольники обычно с радостью узнают, как устроена окружающая жизнь, как люди живут и общаются между собой. Знакомьте ребёнка с общественными пространствами, где он бывает, и разными ролями - в транспорте, в магазине и так далее. Обращайте его внимание на то, что в каждом пространстве люди действуют по определённым правилам, делая каждый свою работу. Например, когда вы едете в метро, можно поговорить о том, что делает машинист, что - дежурный по станции, чем занимаются кассиры и контролёры, какие правила должны соблюдать пассажиры и для чего это нужно. Если ребёнок ходит в детский сад, будет нелишне обсудить с ним, как там всё организовано. То же самое можно делать, находясь в магазине, в поликлинике, в музее и в любом другом месте. При этом хорошо рассказывать ребёнку не только о тех профессиях, которые находятся на виду, но и о тех, которые остаются «за кадром» (директор магазина, диспетчер…).

В этом возрасте для детей особенно полезны ролевые игры, а также игры по правилам.

К моменту поступления в школу ребёнку уже нужно понимать, как вести себя в разных местах и в разных ролях. Так ему легче будет приспособиться к новой и более сложной роли ученика и доселе незнакомым ему школьным порядкам. Старшие дошкольники любят играть в школу и выполнять небольшие задания. Поддержите их в этой игре. Также им важно практиковаться в наведении порядка после любого дела и учиться самостоятельно исправлять нежелательные последствия своих действий (вытереть разлитую воду, собрать и выбросить мусор).

С младшим школьником уже можно обсуждать пути достижения разных целей. Объясняйте ребёнку необходимость что-то предпринять для получения желаемого (например, ждать и отказываться от каких-то мелких удовольствий, чтобы скопить деньги на дорогую игрушку). Приведите примеры из своего детства или из своей теперешней жизни, говорящие о том, как вы, приложив усилия, добились того, чего очень хотели.

Понимая суть разных жизненных ролей, получая представление о границах того или иного пространства и осваивая разные способы действия по правилам, ребёнок учится достигать цели социально приемлемыми методами.

Важно:

Поддерживайте в ребёнке волю быть самим собой, учите его принимать себя!

Установите в семье понятные правила и следите за тем, чтобы малыш им следовал. При этом важно объяснить, что с течением времени правила могут меняться: по мере того как ребёнок будет взрослеть, у него появится больше прав, но и больше обязанностей.

Поощряйте ребёнка в те моменты, когда он, приложив какие-то усилия, получил результат, которым сам доволен.

Анна Цуканова-Котт:

Воспитать волю у ребёнка можно только своим личным примером. Плюс к этому нужно подключить режим и дисциплину. Они тоже благотворно влияют на формирование воли.

Быть настойчивым, выдержанным, обладать самодисциплиной – это очень важно для человека. Большая часть наших успехов и достижений зависят именно от этих качеств. Именно поэтому мы стремимся воспитать у своих детей силу воли, научить самостоятельности и ответственности. Только вот результаты наших стараний долго бывают не видны. Ну вот, опять ребенок плачет в садике, хотя сегодня обещал взять себя в руки и расстаться с вами мирно. Опять разбросал свои вещи и не собирается их складывать на место. И рисунок не дорисовал, и книжку не дочитал. Неужели так и будет бесхарактерным и безвольным? Конечно, нет. Просто воспитание воли – процесс медленный и трудный. Не только для родителей, но и для самого ребенка.

На раннем этапе

Воля – это не врожденное качество. Но формироваться оно начинает рано – уже на первом году жизни. Трехмесячный малыш, случайно задев рукой игрушку и услышав, что она издает звуки, будет стремиться повторить свое действие снова и снова. Это простейший двигательный навык, но его уже можно назвать управлением своим поведением. В течение первого года движения ребенка становятся все более точными, к тому же появляются навыки речевые, подражательные, и все это способствует развитию произвольного поведения.

Проявлением воли в полном смысле слова такое поведение еще не называют (воля – это сознательное управление своей психикой и поступками), но волевые задатки определенно уже видны. Причем у всех разные. «У моей подруги ребенок – ровесник моего, и мы часто гуляем вместе. Ее сын может всю прогулку просидеть в коляске спокойно. Смотрит по сторонам, что-то говорит, занимается игрушками. Если вдруг захнычет, то ему достаточно дать попить или просто по голове погладить, чтобы он успокоился. В общем, гулять с ним – одно удовольствие. А мой сидит спокойно минут пять. Потом начинает вставать, пытается вылезти из коляски, и уже никакой силой его не удержишь. Если начинать его усаживать опять в коляску, то будет настоящий скандал. Очень своевольный мальчик. Года нет, а уже такой настойчивый!» Точно так же можно заметить разницу, когда дети едят или, например, играют.

Многие черты характера базируются на свойствах нервной системы. Это значит, что в воспитании таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, сдержанность, нужно учитывать индивидуальные различия.

Один ребенок будет складывать пирамидку, пока не получится, другой оставит ее при первой же неудаче. Одного можно уговорить доесть всю кашу (пусть и с ухищрениями), другой не будет есть даже за папу и за маму. Если сказал «нет» − значит «нет». А все потому, что многие черты характера базируются на свойствах нервной системы. Это не значит, что у послушных, податливых детей не будет развита воля вообще, а те, кто демонстрирует упрямство, будут и дальше поступать только так, как хочется им. Это значит, что в воспитании таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, сдержанность, нужно учитывать индивидуальные различия.

Как сказал – так и сделал

«Спи-спи, и мама придет, спи-спи, и мама придет», − скороговоркой повторяет двухлетняя Катя. Ей очень не нравится ходить в садик и очень не нравится расставаться на целый день с мамой. Особенно грустно ложиться спать в тихий час. Она вообще бы сейчас расплакалась, но утром мама пообещала забрать ее сразу после сна. Поэтому Катя держится. Кто бы знал, как тяжело это ей дается!

Ближе к двум годам у детей появляется одно из важнейших качеств воли – самообладание. Ребенок может сдержаться и, например, не заплакать, даже если очень хочется. Может отказаться от чего-то приятного или, наоборот, согласиться на что-то неприятное, если очень уж надо. Правда, такое поведение пока обусловлено послушанием, чувством вины или страхом – внутреннего чувства необходимости в этом у ребенка еще нет.

«Я уже очень долго держу себя в руках, − говорит маме Павлик, гроза детской площадки, − не могу больше. Пойду отберу у того мальчика машинку». Получается, зря мама рассказывала ему о том, почему нельзя делать все, что хочется? Нет, не зря. Указания, примеры, конкретные требования взрослых – необходимый этап в развитии волевых качеств. И эти дисциплинарные меры должны быть достаточно строгими. Но не жесткими. Родителям нужно запастись терпением, чтобы все свои требования объяснять на понятном и доступном для ребенка языке, а потом еще неоднократно повторять. Только такая строгость принесет хороший результат. Ребенок сможет строить свое поведение, находя компромисс между собственными желаниями и нормами поведения в обществе. Если на все вопросы отвечать просто «нет», то изначально результат тоже будет хорошим. Ребенок будет прекрасно выполнять все, что требуется, но к развитию воли это не будет иметь никакого отношения. Более того, именно такие дети потом проявляют полное отсутствие самостоятельности. Они просто не знают, что это такое.

Радость свершений

Максиму четыре года. Он спокойно ходит с мамой к зубному врачу, потому что достаточно взрослый, чтобы самому справляться с волнением. Надо не думать о враче, а рассматривать разные картинки на стенах. Тогда не будешь бояться и не расплачешься, как маленький. Только вот зачем все это? Какая от этого польза? Вот он не плакал – и ему просто вылечили зуб. А мальчик, сидящий напротив, плакал – так ему еще и игрушку купили.

Да, это очень важный момент в воспитании воли – показать преимущества этого качества. И, наверное, один из самых сложных. Ведь дети долго остаются существами эмоциональными, им трудно что-то понять сознательно, им надо почувствовать пользу. Игрушка, купленная в качестве поощрения, бывает прекрасным стимулом к дальнейшему проявлению хороших качеств. Но с такими «заслуженными» подарками стоит быть осторожнее. Например, не надо особо фиксировать, за что конкретно был куплен подарок, и вообще много говорить с ребенком на эту тему. Не надо вести учет правильных и неправильных дел («Сегодня ты рассказал стишок, но потом не доел суп, и тебе сделали три замечания на прогулке. Значит, подарка не будет – хорошие мальчики всегда знают, как себя вести»). Такой подход обеспечит стремление к выгодному поведению, а не к сознательному. Можно просто сказать: «Какой ты молодец!» − а в ближайшее время предложить купить игрушку.

Ближе к двум годам у детей появляется одно из важнейших качеств воли – самообладание. Ребенок может сдержаться и, например, не заплакать, даже если очень хочется.

Но можно и не предлагать, и не покупать – особенно если подарки и так бывают частыми. Моральные стимулы действуют на ребенка тоже очень положительно. Дети любят, когда их хвалят и когда результатами их труда восторгаются. И вот тут можно и даже нужно уделить внимание деталям. «Какой чудесный рисунок! Как же ты нарисовала такие красивые цветы?! И эти тоненькие стебельки! И лучики у солнышка!» Такая похвала – когда не просто «умница», а перечисление всего, за что «умница», и позитивное удивление, очень способствует развитию волевых качеств. Вот в следующий раз ребенку, может, не захочется так тщательно рисовать. Настроения не будет или, например, мультфильм захочется посмотреть. Но он все равно будет стремиться к тому, чтобы сделать красиво – чтобы порадовать вас и порадоваться самому.

С возрастом занятия ребенка, конечно, усложняются, и он не всегда может справиться с ними сам. И здесь велика опасность занижения планки. «Я прекрасно рисую цветочек, и меня за него хвалят. Вот и буду его рисовать. Животные-то у меня не очень получаются». Помогайте ребенку в освоении новых и трудных для него дел. Успокаивайте, поддерживайте, предлагайте сделать вместе. Получается не сразу? Это очень хорошо. Больше будет радость от результата − больше стремление доводить начатое дело до конца.

Я сделаю это!

Важный этап в развитии воли наступает в возрасте трех – четырех лет. Ребенок уже прекрасно понимает, что такое «надо», «нельзя», и в то же время стремится к самостоятельности. По большому счету, сейчас он уже может управлять своим поведением сознательно и целенаправленно. Но все же считать его полностью взрослым и ответственным, конечно, рано. Ребенок еще очень часто нуждается в контроле взрослых.

Психологи любят проводить опыт, показывающий, как трудно ребенку этого возраста поступать против своих желаний. Группе четырехлетних детей предлагается достать лопаткой шарик из коробки. Задание очень трудное (на самом деле оно невыполнимое, но детям об этом не говорят), и за него обещают приз.

Когда дети остаются вместе, то они действительно стараются доставать шарик, как им объясняли, а вернувшемуся взрослому говорят, что не получилось. А если после объяснения детям предлагают достать шарик по очереди, в одиночестве, то все они с заданием справляются и радостно показывают экспериментатору шарик. «Как ты его достал?» − спрашивает взрослый. «Лопаткой», − не моргнув глазом отвечает ребенок.

После эксперимент немного меняют − перед началом задают детям вопросы типа «Почему так важно всегда говорить правду?», «Можно ли обманывать взрослых?». Все отвечали правильно и четко, но… результаты были точно такие же. Тяжело быть принципиальным, оставшись один на один с возможным призом.

Не давайте ребенку слишком ответственных и серьезных в моральном плане заданий и относитесь к нему строго, если он не смог продемонстрировать железную волю. Вообще не стоит часто говорить ребенку «Ты должен» − ни в этом возрасте, ни позже. Слишком большое число обязательств вызывает либо пассивность и желание избежать любой ответственности, либо агрессию и стремление делать все наперекор. Перевоспитать ребенка потом, избавить его от негативизма, упрямства бывает гораздо сложнее. Давайте возможность проявить самостоятельность, иногда даже настоять на своем.

Не будет ничего страшного, если после того, как вы что-то запретили, вы это разрешите. Ребенку нужны победы такого рода – именно они укрепляют его волю. И именно они способствуют тому, что в своих действиях он будет руководствоваться здравым смыслом.

Проявление силы воли у взрослого человека обычно вызывает восхищение. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие родители мечтают воспитать у своего ребенка волевой характер. Но не все знают, что для этого надо делать.

Развивать у ребенка силу воли надо обязательно. Тем самым вы закладываете надежный фундамент полноценной, зрелой личности. Под этим подразумевается такой человек, который верит в собственные возможности, умеет в нужный момент проявить инициативу или сделать в той или иной ситуации единственно правильный выбор. Если вы хотите видеть свое взрослое чадо именно таким, воспользуйтесь, пока оно еще маленькое, рекомендациями психологов.

Воспитывайте у ребенка уверенность в себе. Ведь человек, который не верит в свои силы, или не догадывается о своих достоинствах, или страдает комплексом неполноценности, не сможет проявить силу воли, когда ему это понадобится. Если вы взяли маленькую дочку в поход, а она через несколько километров «скисла» и отказывается идти дальше, не называйте ее слабой, не укоряйте за то, что слишком быстро выдохлась. И уж тем более не взывайте к ее силе воли. Это не прибавит ей уверенности. Лучше сделайте общий привал со словами: «Ну ты и молодец! Столько пройти без остановки даже не каждому взрослому под силу». Вот увидите - она воодушевится и следующий отрезок пути сможет преодолеть гораздо быстрее, не показывая, как ей приходится трудно.

Научите ребенка различать приятные и неприятные цели. Не говорите ему в любой без исключения ситуации, что стоит только захотеть и... вот оно, блюдечко с голубой каемочкой. Да, никто не будет спорить с тем, что под силой воли мы, как правило, подразумеваем нашу способность делать возможные (а порой и невозможные!) усилия для достижения поставленной перед собой задачи. Но психологи предостерегают от иллюзий: исполнения всех без исключения желаний быть не может, даже если вы будете круглосуточно желать этого всеми фибрами своей души и вывернетесь наизнанку. Легко достигаются только приятные и заманчивые цели. А если ситуация диктует необходимость уступить, преодолеть препятствие или подавить какое-то желание, то волевых усилий понадобится гораздо больше, а результат может наступить далеко не сразу. И пусть маленький человек будет к этому готов.

Приучите ребенка к терпению. Объясните ему, что иногда бывает необходимо просто подождать, прежде чем действовать дальше. Ведь многое зависит и от состояния физического здоровья, и от сиюминутного настроения. Поменяется что-то одно - а ребенок уже сам удивляется: и откуда только силы взялись? Например, учил школяр стихотворение весь вечер и ничего не запомнил. Настроение сразу же испортилось, посыпались нелепые капризы. А все потому, что накануне ребенок не выспался, да еще на шести трудных уроках пришлось отсидеть. Чтобы помочь чаду, успокойте его и уложите спать, убедив, что утром он со свежей головой сядет за учебник и через полчаса будет знать стихи наизусть. Убедившись на следующий день, что вы были абсолютно правы, он приобретет очень ценный опыт.

Расскажите ребенку о пользе неудач. Поэтому, как бы ни было вам его жалко, ни в коем случае не рыдайте вместе с ним, не посыпайте дружно свои головы пеплом, если что-то у него идет совсем не так, как ему хотелось бы. Лучше успокойте расстроенное чадо, а потом не спеша сделайте «работу над ошибками». Благодаря этому ребенок не будет страшиться непредвиденных осложнений на пути к достижению цели, а воспримет их как стимул к более активным действиям. Ведь отрицательный опыт - тоже опыт, и, как это ни парадоксально звучит, довольно часто проходные неудачи становятся трамплином к будущему успеху.

Помните, что лучший способ воспитания - собственный пример родителей. Ваш ребенок только тогда поймет, что без силы воли порой не добиться заветной цели, когда увидит это на конкретном примере из вашей собственной жизни. Главное - помочь ему все заметить и осознать. Взять хотя бы ставшее уже традиционным для многих женщин желание похудеть и направленные на достижение этой цели ограничения в питании. Пусть ваша дочь видит не только то, что вы на данном этапе придерживаетесь строгой диеты и из-за этого вынуждены отказывать себе в удовольствии, но и то, как периодически стрелка весов сдвигается в нужном направлении. А папа может время от времени брать сына в тренажерный зал и с гордостью показывать ему, как с каждым разом тяжелеет штанга и какими мощными становятся от этого мускулы.

Не заставляйте ребенка совершать какой-то поступок насильно. Вместо этого организуйте его жизнь так, чтобы он сам увидел способ достижения цели и смог им осознанно воспользоваться. Например, если вашего чересчур упитанного сына каждый день дразнят одноклассники за неуклюжие движения и из-за этого ему не хочется ходить в школу, не говорите ему с укоризной: «Стисни зубы, терпи и не обращай внимания». Этим советом вы только усугубите его страдания, а проблема останется. Лучше помогите действием. Например, отдайте ребенка в спортивную секцию, которую он выберет сам, и через пару месяцев поводов для расстройства у него будет все меньше и меньше. Или помогите ему справляться с домашними заданиями так, чтобы он стал получать одну пятерку за другой. Благодаря этому ребенок почувствует себя более уверенно и сможет воспринимать шуточки сверстников с легким сердцем.

Не делайте акцент на половой принадлежности ребенка. Психологи предостерегают от этой ошибки тех родителей, которые пытаются воспитывать у своих сыновей силу воли с использованием расхожих фраз вроде: «Как тебе не стыдно, ты же мужчина!» И, сами того не желая, провоцируют возникновение у ребенка комплекса неполноценности в том случае, если мальчик по каким-то причинам так и не сможет преодолеть себя. Но зато при воспитании девочек многие взрослые вообще не оперируют этой категорией, считая, что слабый пол прекрасно обойдется и без силы воли. На самом деле ученые установили: способность к волевым поступкам ни в коей мере не зависит от того, кем родился ваш ребенок - мальчиком или девочкой. И у того, и у другого ее можно выработать с одинаковым успехом, и с таким же успехом она может не прижиться в характере вашего чада. А надобность в проявлении силы воли может возникнуть в равной степени как в жизни любого мужчины, так и в жизни любой женщины. Поэтому всегда надо помнить о главном: половые признаки тут ни при чем. Все зависит только от правильной тактики родителей, которые должны вовремя придти на помощь своему ребенку.

Используйте любую возможность для воспитания ребенка. В повседневной жизни найдется немало очень эффективных способов, с помощью которых вы укрепите силу воли у маленького человека.

  • Читая малышу сказку на ночь, обратите внимание на поведение литературных героев. Если среди них есть целеустремленный человек, способный планомерно и сосредоточенно добиваться исполнения намеченного, возьмите его в союзники. И на интересном примере покажите ребенку, как это приятно, когда благая цель бывает достигнута. Таким героем может быть кто угодно - и Айболит Чуковского, и Руслан Пушкина.
  • Начните закаливающие процедуры в виде обливаний после предварительной консультации с врачом. Как известно, это долгий процесс, который проводится по определенной схеме, с постепенным понижением температуры и увеличением закаливаемой поверхности тела. Следуя рекомендациям специалистов, поведите ребенка по этому пути. Ни в коем случае не сворачивайте с него сами и не давайте ребенку отлынивать от процедур. Чем дольше вы с ним продержитесь, тем нагляднее будет урок по воспитанию силы воли, который получит ваше чадо.
  • Не пренебрегайте приобщением ребенка к всевозможным правилам этикета. Умение в определенных ситуациях вести себя так, как это принято в обществе, напрямую связано с проявлением силы воли. В свою очередь четкое следование установленным правилам помогает человеку владеть собой в критические моменты, а значит, учит его выстраивать свою жизнь без посторонней помощи и зависеть только от самого себя.

Все родители стремятся помочь своим детям вырасти дисциплинированными, ответственными и целеустремленными, однако порой сделать это оказывается не так уж просто - малыш, как будто назло, не может долго усидеть за одним занятием, бросает начатое дело на половине и не выполняет своих обещаний. Как же объяснить малышу, что такое сила воли, и научить его управлять ею?

Задатки силы воли

Воля не относится к тем качествам, которые формируются у человека врожденно – ее нужно воспитывать. Новорожденные приходят в этот мир без особых навыков, и начинают получать их лишь в процессе знакомства с окружающим миром. В самом начале кроха еще не умеет управлять своим поведением, однако постепенно, путем проб и ошибок, он начинает понимать, как можно с помощью сознания руководить своими действиями.

Первый опыт управления своим поведением приходится на возраст трех месяцев. В это время кроха впервые осознает, что его желание может диктовать ему, как поступать, когда, к примеру, он берет в руки погремушку и начинает ее трясти. Малыш понимает, что игрушка начинает издавать звук, когда он к ней прикасается, а без соприкосновения ничего не происходит. Кроха начинает повторять свое движение, чтобы снова услышать понравившийся звук – это и есть самые первые попытки управлять своим поведением. Однако к силе воли эти рефлексы пока еще не имеют никакого отношения, это всего лишь волевые задатки.

Интересно, что все детки по-разному проявляют эти самые задатки силы воли: один малыш ведет себя на прогулке спокойно, а другой постоянно норовит вылезти из коляски, и устраивает настоящую истерику, когда родители пытаются его посадить обратно; одного ребенка можно легко уговорить собрать игрушки или доесть до конца кашу, другой же настолько настойчив, что в него не удается впихнуть ни одной лишней ложечки, и положить на место игрушку его просто невозможно заставить. Такая разница в поведении детей объясняется отличиями в свойствах их нервной системы, но это отнюдь не значит, что своевольный малыш навсегда останется таким, а у послушный всегда будет подчиняться окружающим. Родителям просто нужно учесть при воспитании у малышей таких качеств, как настойчивость, самостоятельность, целеустремленность, эти отличия, и подобрать индивидуальный подход к ребенку.

Самообладание

Ближе к двум годам у малышей появляется одной из самых важных качеств, имеющее прямое отношение к силе воле – самообладание. Детки учатся сдерживать свои эмоции, к примеру, не , хотя очень хочется, или отказываются от покупки новой игрушки, если родители их очень просят. Однако при этом малыши еще не понимают необходимость такого поведения, и держат себя в руках вследствие боязни ослушаться родителей или из-за испытываемого чувства вины.

Чтобы самообладание превратилось в итоге в силу воли, родителям нужно правильно объяснить малышу, какие существуют нормы поведения в обществе, почему что-то можно делать, а что-то нельзя, зачем люди поступают вопреки своим желаниям. Самое главное – все объяснения проводить не в жесткой форме («Сказала нет – значит нет!»), а подробно рассказывать ребенку на доступном ему уровне, почему нужно поступать так, а не иначе.

Похвала, поощрение и поддержка

В три года малыши еще идут на поводу у эмоций, поэтому многое в мотивации поступков им пока еще непонятно. К примеру, мама сказала, что на приеме у зубного врача нужно терпеть и не плакать, малыш так и поступил, но увидел, что другому ребенку, который взахлеб рыдал в кресле, родители купили игрушку. Естественно, кроха не понимает, почему так произошло, и в следующий раз решает наоборот расплакаться, чтобы тоже получить игрушку.

В такой ситуации родителям нужно проявить максимум выдержки и терпения, объясняя малышу, что поступать так, а не иначе нужно не из-за какой-то выгоды, а для того, чтобы вырасти хорошим человеком. Конечно же, похвала и поощрение за правильный поступок должны присутствовать, но не в огромных количествах, чтобы кроха не стал связывать хорошие поступки исключительно с вознаграждением. Лучше всего не акцентировать внимание на самом поступке, а просто сказать малышу: «Ты — молодец!» - или, - «Давай завтра пойдем и купим тебе новую игрушку!» - без уточнения, за что именно. Кстати, материальная компенсация вовсе необязательна, поскольку многим детям хватает одной моральной поддержки, и им гораздо важнее одобрения от родителей, чем получить новую книжку или игрушку.

Если у малыша что-то не получается с первого раза, помогайте ему преодолевать трудности и бороться до нужного результата, ведь именно родительская поддержка будет для него лучшим стимулом к совершенствованию новых навыков. Научите кроху ставить перед собой цели и добиваться их, несмотря на сопутствующие сложности.

Самостоятельность

Примерно в четыре года у детей происходит основной этап формирования силы воли, когда малыш уже четко понимает, что такое «можно» и «нельзя», и уже умеет сознательно контролировать свое поведение. Однако нельзя сказать, что дети этого возраста абсолютно со всем могут справляться без помощи взрослых, наоборот им часто требуется контроль со стороны родителей и подсказки, если что-то идет не так.

Не стоит постоянно давить на малыша словами «ты должен» и «ты обязан», поскольку слишком большое число обязательств вызовет у него желание избежать ответственности или даже стремление сделать все назло. Разрешите малышу проявлять и настойчивость, а порой можете пойти и на небольшую хитрость: сначала запретить крохе что-то делать, а потом, под влиянием уговоров со стороны малыша, пойти ему на уступки, чтобы ребенок почувствовал, что он одержал маленькую победу. Это положительно скажется на укреплении его силы воли.

Виктория Грицук