Когда начинается сагаалган в году. С Ёхора начинается Сагаалган

Праздник Белого месяца (Сагаалган или Цагаан-Сар) –буддийский Новый год, символизирующий начало весны у народов Бурятии, Калмыкии, республике Тыва, а также жителей отдельных регионов Индии, Монголии, Китая и Тибета.

Какого числа будет Сагаалган 2018 и сколько дней он продлится? Как отмечается данный праздник у буддистов? Какова обрядовая составляющая праздника Белого месяца?

Дата празднования Сагаалган плавающая, сообщает сайт. Это связано с тем, что она рассчитывается по лунному календарю. Поэтому отмечают буддийский Новый год каждый год в разное время. И если у православных всё предельно ясно –Новый год у них всегда наступает 1-го января, то у бурятов он отмечается с наступлением первого весеннего новолуния.

В 2018 году Сагаалган начнёт праздноваться в пятницу 16 февраля с восходом солнца. Этот день станет не рабочим (выходным) в следующих регионах:

  • Калмыкия,
  • Бурятия,
  • Тыва,
  • Алтай,
  • Забайкальский край.

В этих республиках Сагаалган празднуется почти целый месяц. Ввиду того, что родственные связи у бурятов достаточно прочны и велики, для того, чтобы обойти всю родню и погостевать в каждом доме и месяца может не хватить.

До 13 века Сагаалган отмечался осенью 22 сентября, в день осеннего равноденствия. Но, начиная с 1267 года, по указу монгольского хана Хубилая, буддийский Новый год был перенесён на февраль – первый месяц весны согласно лунному календарь.

В последний день старого года, который именуется как «бүтүүүдэр», буддисты соблюдают однодневный пост. Принимать пищу в этот день не рекомендуется вообще. Это необходимо для того, чтобы очистить тело, сердце и душу от зла, зависти, скверны, злословия и негативных эмоций.

Также в ночь перед праздником не рекомендуется спать. Занять себя в тёмную половину суток можно чтением мантр. При этом необходимо дождаться раннего утра (часов 4-5-ти), когда в дом заходит Балдан-Лхамо, божество, дарящее счастье и удачу всем жильцам на последующий год.

У бурятов существует один интересный обычай, который именуется как «правило меры и достаточности». И это единственное правило из этики повседневной жизни представителей буддийской веры, которое в Сагаалган можно игнорировать. Смысл его в том, что нельзя брать больше чем нужно и кушать больше чем хочется. В буддийский Новый год разрешено нарушить это правило: можно покупать всё то, что нравится и сполна объедаться за праздничным столом.

На богатом праздничном столе в Сагаалган появляются достаточно редкие для повседневной жизни блюда. При этом в яствах обязательно должен доминировать белый цвет. Даже водка обязана быть белой, то есть приготовленной на молоке.

Мясо, в частности баранину, также подают на стол в различных вариациях блюд и технологиях их приготовления.

Помимо угощений, Сагаалган имеет ещё некоторые традиции и обряды, характерны только для этого праздника.

Приветствия в этот день отличаются от традиционного ежедневного этикета. Первым руки протягивает младший по возрасту человек, при этом делает это ладонями вверх. В ответ ему старший возлагает свои руки ладонями вниз на его. Подобная форма приветствия говорит об уважении, помощи и поддержке старшего поколения младшему.

Традиция обмена подарками в буддийский Новый год также имеет свои особенности. Стоимость, форма и престижность подарка в данном случае не являются доминирующими. Главное уважение и внимание. Подарки подносятся на длинном ритуальном полотне, которое называется хадаг. Принимающий дары, обязан быть в головном уборе и находиться лицом к лицу к тому, кто дарит подарок.

Точно так же как и праздничная еда, подарки должны быть белого цвета, ну или хотя бы упакованы в белые коробки.

Хождение в гости начинается только на второй день празднеств. Дети посещают родителей, племянники и племянницы - своих тёть и дядь, а внуки – бабушек и дедушек. Первый день традиционно посвящён семье.

В канун праздника Белого месяца важно прислушаться к некоторым буддийским истинам, которые в чём-то напоминают православные библейские заповеди.

  1. Воздержаться от зависти и сквернословия.
  2. Держать своё слово и исполнять обещанное.
  3. Обдумать хорошо всё то, что хочется сказать.
  4. Оказывать почтение и внимание старшим по возрасту.
  5. Заботится о своих близких и друзьях.
  6. Не думать о плохом, ведь оно может материализоваться.
  7. Делать работу так, чтобы потом не раскаиваться.
  8. Помогать тем, кто слабее и беднее.

Праздник Белого месяца празднуется не только в регионах, поддерживающих буддизм. И даже столица не обошла своим вниманием столь важный для буддистов день. В частности, в Москве в прошлом году бурятская диаспора отмечала Сагаалган в Большом Московском цирке.

Торжественные речи, песни и пляски, а также самые интересные театральные представления – всё это присутствовало на праздновании буддийского Нового года в столице в 2017-ом году.

9 февраля в Бурятии объявлен праздничным нерабочим днём в связи с празднованием Сагаалгана - нового года по лунному календарю. Соответствующий указ подписал глава республики.

Плавающая дата прихода нового года по лунному календарю ежегодно вычисляется буддийскими астрологами. Так, в 2011 году праздничным выходным днем было 3 февраля, в 2012 году - 22 февраля, в 2013 году - 11 февраля, в 2014-м - 31 января, в 2015 - 19 февраля. Из-за различий астрологических исчислений она не всегда совпадает с днём Нового года в буддийских странах Центральной и Юго-Восточной Азии. В этом году большая часть азиатских стран празднует 8-го февраля, а в Бурятии Новый год встретят рано утром 9-го февраля.

В России празднования проходят в Бурятии, Иркутской области, Забайкалья, Туве и Калмыкии.

Праздник Белого месяца - древний и один из любимых у монголоязычных народов. Ранней весной, после трудных забот о сохранности скота суровой зимой животноводы-кочевники имели короткую передышку перед летним циклом хозяйственных работ.

В дни Сагаалгана в Бурятии по традиции пройдут народные гуляния, концерты, различные развлекательные мероприятия, спортивные состязания, фестивали эстрадной песни, театрализованные представления. За три дня до наступления праздника в дацанах начнутся торжественные службы - хуралы, предшествующие и знаменующие наступление Сагаалгана.

Праздничные мероприятия запланированы в Улан-Удэ на 6-9 февраля 2016 года. В эти дни будут проводиться народные гуляния, ярмарки и, конечно, многочисленные массовые исполнения народного танца - ёхора.

Сагаалган переводе с бурятского означает «Белый месяц» - Новый год по лунному календарю, за которым следует приход весны. Своим светом он заглушает в людях обиды, злость, зависть. Он избавляет нас от всего плохого, чтобы в новом году людям светлее и благополучнее жилось.

Упоминания о Сагаалгане есть в описаниях празднования еще во времена Чингисхана, а с 1990 года празднику придан статус народного.

Культовая сторона встречи Сагаалгана начинается в дацанах. За два дня до наступления Нового года по восточному календарю проводится магический ритуал вечернего костра «Дугжууба» - обряд духовного очищения от дурных помыслов и болезней. Сжигая в костре кусочек старой одежды, ткани, салфетки, бросая в него комочек теста, которым предварительно обтирают тело - свое и домочадцев, - верующие сжигают в огне свою прошлогоднюю усталость, болезни, напасти, грехи, обиды, приобретая свежие силы для добрых дел в грядущем году. В 2016 году обряд будет проводиться 7-го февраля.

Буддийское духовенство совершает по случаю наступления Нового года специальный многодневный молебен, который продолжается во всех храмах в течение 15 дней, посвященных 15 чудесам Будды. Буддисты свято верят: чтобы год прошел благополучно, надо обязательно помолиться в эти дни.

Международный туристический проект "Сказочный Сагаалган в Бурятии-2016" начал шествие по городам республики. В нем участвуют персонажи новогоднего фольклора России, Бурятии, Монголии, Словакии и Китая. Их делегация сказочных персонажей 6 февраля посетила Кяхту, Новоселенгинск и Гусиноозерск, а на следующий день - туристический комплекс "Степной кочевник" в Заиграевском районе Бурятии и Этнографический музей Улан-Удэ, сообщает ИА UlanMedia.

Бурятский "дед мороз" Саган-Убгун. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Мероприятие "Сказочный Сагаалган" на территории нашей республики проводится уже в восьмой раз, можно сказать, что для нас оно стало традиционным. В первую очередь мы пытаемся расширить наш туристический сезон, наполнить зимний период событийными мероприятиями. Это мероприятие получило награду правительства Российской Федерации, его оценили на федеральном уровне. И конечно, мы хотели бы подарить детям кусочек сказки, чтобы к ним приехал сказочный персонаж из другой страны, чтобы в преддверии Нового года по восточному календарю в каждой семье царило праздничное настроение, - сообщила заместитель председателя комитета по туризму министерства экономики РБ Екатерина Мухина.



Словацкий Святой Микулаш. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

В этот раз в проекте участвовали следующие сказочные персонажи: бурятский "дед мороз" Саган-Убгун (Белый Старец), Байкальский Дед Мороз из Слюдянки, Святой Микулаш из Словакии, монгольский "дед мороз" Увлин Увгун в сопровождении "снегурочки" Сасан Охин, а также китайский Царь Обезьян и эвенкийская Матушка-зима. Кроме того, вместе с Микулашем приехал заместитель мэра словацкого города Бардеева Милош Микула. Напомним, что акция приурочена к Сагаалгану – новому году по восточному календарю, который наступает в ночь с 8 на 9 февраля.



Монгольский "дед мороз" Увлин-Убгун. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Первым городом праздничного маршрута стала Кяхта, в старину входившая в число городов "Великого чайного пути". Ее новогодние персонажи посетили 6 февраля, в состав делегации входили Саган-Убгун, Увлин-Убгун с Сасан Охин, Байкальский Дед Мороз и Святой Микулаш. Вначале гостям показали Кяхтинский краеведческий музей, где продемонстрировали экспонаты, потом угостили чаем, показали обстановку и традиции старинных купеческих домов. Потом новогодние персонажи выступили на праздничной ярмарке. Там их торжественно приветствовал глава Кяхтинского района Александр Буянтуев и мэр Кяхты Евгений Степанов. После этого в честь гостей выступали молодежные танцевальные коллективы, потом делегацию пригласили в юрту отведать бурятского гостеприимства, затем в одном из ресторанов города гостей ждал обед. Глава кяхтинского района произносил торжественные речи, заодно рассказав о проекте нового таможенного пункта на границе с Монголией, для которого уже найден частный инвестор.



Монгольская "снегурочка" Сасан Охин. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Кроме того, Кяхта установила побратимскую связь со словацким городом Бардеев.

Цель нашего визита – налаживание культурно-туристических связей Словакии и Бурятии, побратимство с вашими городами, надеемся на постоянное сотрудничество в сфере туризма, - сказал Милош Микула.



Заммэра города Бардеев Милош Микула. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Можно отметить, что история Кяхты на Великом чайном пути тоже может стать "приманкой" для туристов в Бурятии. Напомним, что в "Стратегии-2030" развитие туристической сферы считается одним из приоритетных направлений.



Байкальский Дед Мороз. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

На обратном пути "интернациональные Деды Морозы" заехали в Новоселенгинск. Там они посетили праздничный концерт в местном доме культуры, потом наведались в Музей декабристов. Там им показали экспонаты, рассказали историю ссыльных мятежников, учивших бурят грамоте, славную историю Селенгинского пехотного полка, школьники разыгрывали для них миниатюрные сценки. Например, одна из них изображала "арапа Петра Великого" Ганнибала, отбывавшего наказание в селенгинском остроге. Следующим пунктом был Гусиноозерск, где гости выступили на новогодней сцене, устроенной на одной из площадей города.



Два царя обезьян. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

На следующий день делегация сказочных персонажей посетила туристический комплекс "Степной кочевник" близ Ацагата в Заиграевском районе. Там к ним примкнули новые сказочные персонажи – два китайских "Царя обезьян". Там "Деды Морозы" тоже выступили на праздничном концерте перед посетителями комплекса. На концерте выступали этнические творческие коллективы бурят, а также "семейских" и татар.



Эвенкийская Матушка-зима. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

После этого делегация отправилась в Улан-Удэ в Этнографический музей, где к ним присоединился еще один фольклорный персонаж: эвенкийская Матушка-зима. К слову, это одно из божеств шаманского пантеона эвенков. Кстати, и "бурятский Дед Мороз" Белый Старец Саган-Убгун почитается как божество и в буддизме, и в бурятском шаманизме, где он именуется Бурхан Саган Гарбал.



У памятника Бестужеву в Новоселенгинске. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

В этнографическом музее фольклорные персонажи также должны были принять участие в новогодней развлекательной программе, также связанной с темой Великого чайного пути. Программа включала всевозможные загадки, квесты, выступления артистов.



В кяхтинском краеведческом музее. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Впечатлений о Бурятии столько, что сложно что-то выделить: это и обряды, и одежда, и традиции, это сама встреча нового года по лунному календарю. Спасибо огромное организаторам за приглашение, я буду увозить с собой в Словакию массу позитивных впечатлений, - заявил "Святой Микулаш" на хорошем русском языке, который еще освоил во время учебы еще в Советском Союзе.



В Кяхте. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Сказочные персонажи будут веселить жителей Бурятии до 9 февраля. Напомним, что это уже не первый год, когда в республику приезжают новогодние персонажи разных народов.

Вторник, 24 Декабря

28-й лунный день с элементом Небо. Удачный день для людей, родившихся в год Мыши, Змеи, Лошади и Свиньи. Благоприятно совершать добродетель, собирать вещи, брать деньги в долг, для окончательного решения вопросов. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Обезьяны и Курицы. Не рекомендуется проводить похороны и поминки, приводить невестку, отдавать дочь в невесты. Отправляться в дорогу – к разочарованию, задуманное не получится.

Стрижка волос – к конфликтам и ссорам.

Среда, 25 Декабря

29-й лунный день с элементом Вода. Удачный день для людей, родившихся в год Мыши, Коровы, Дракона, Собаки и Свиньи. Благоприятно совершать добродетель, начинать лечение, покупать лекарства, устраивать праздник, играть свадьбу, регистрировать брак, надевать новую одежду, устраивать романтический ужин любимому человеку, давать подарки гостям, для жесткого решения некоторых вопросов. Отправляться в дорогу – к увеличению материального достатка. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Змеи и Лошади. Не рекомендуется устраиваться или помогать устроиться на работу, нанимать сиделку, работников, приводить невестку, отдавать в невесты, покупать скот, а также проводить похороны и поминки.

Стрижка волос – к ухудшению самочувствия, к слабости.

Четверг, 26 Декабря

30-й лунный день с элементом Гора. «Дүйсэн үдэр» - все деяния, совершенные в этот день, приумножатся в сто раз. Удачный день для людей, родившихся в год Тигра, Кролика, Обезьяны и Курицы. Благоприятно делать добрые дела, надевать новую одежду, ставить закваску, для жесткого решения некоторых вопросов. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Коровы, Дракона, Овцы и Собаки. Не рекомендуется приводить невестку, отдавать в невесты, а также проводить похороны и поминки. Отправляться в дорогу – к новым беспокойствам.

2016-ый год по Восточному календарю верующие буддисты всего мира встретят 9 февраля. Праздник отметят и в Бурятии- центре буддизма в России. В праздничный календарь дата наступления Нового года по Восточному календарю официально дата внесена 20 лет назад - этот день является официальным выходным. О правилах встречи Сагаалгана и прогнозах на 2016 год - в нашем материале.

Изучая исторические корни праздника Белого месяца – Сагаалгана, ученые установили, что изначально праздник был народным. В восточной астрологии он традиционно праздновался в начале весны, когда природа очищается, а, как часть природы, очищается и человек. Белый цвет испокон веков у бурят считался цветом, который приносит счастье, добро, удачу, мир, говорится в пособии по проведению праздника Белого месяца. Религиозным праздник стал после распространения в мире ламаизма (самое позднее направление в буддизме).

Традиционный Сагаалган

Культовая часть празднования происходит в дацанах, где в преддверии праздника и после него проводятся молебны о благополучии всех живых существ на Земле. В 29-й день по лунному календарю в дацанах республики проходит обряд очищения «дугжууба». В этом году он выпал на 7 февраля. Этот обряд предполагает уничтожение злых духов в ритуальном костре. Как отмечают священнослужители Буддийской традиционной сангхи России, тем самым сгорают все нечистоты тела, речи и ума каждого человека. Верующие привозят в храм кусочки теста или бумаги, которыми предварительно обтирают тело. Бумагу или тесто они оставляют там, где вечером будет сжигаться сор. Во время молебна в магический трехгранный конус «Сор» с черепом на вершине и пламенеющими гранями вселяют враждебных духов всех десяти сторон света и духов, причиняющих 64 вида страданий, болезней, преждевременной смерти. Сор выносят из дацана и сжигают за пределами монастыря.

Последний день старого года – 8 февраля - называется «бүтүү үдэр». Название дословно переводится как закрытый, глухой или тёмный день. День символизирует старый год, уходящий во «тьму» времени. Накануне нужно чисто убрать свой дом, наготовить как можно больше еды и вывесить на стены изображение почитаемых в семье божеств, перед каждым из которых в день перед Сагаалганом зажигается лампада. В этот день по бурятским обычаям запрещено употреблять спиртное и мясо.

Молебны в дацанах республики продолжаются вплоть до 23 февраля. Одним из главных является хурал, посвященной богине Балдан Лхамо. Он начнется в 22 ч. 8 февраля и завершится только в 6 утра следующего дня. Считается, что тем, кто в эту ночь не спит, она дарует своё покровительство и помощь в решении самых непростых вопросов. Для того, чтобы получить благословение Лхамо можно также встать рано утром и зажечь лампаду. Хозяин дома должен первым выйти на улицу и поприветствовать восход солнца дарами от всей семьи.

После завершения всех обязательных обрядов и наступления нового года начинаются народные гуляния. Люди празднуют и ничем больше не занимаются. Отметим, что в Бурятии день празднования – 9 февраля – по традиции официально объявлен нерабочим днем. В первый день Белого месяца все ходят по гостям, поздравляют родственников и друзей.

Новогоднее приветствие у бурят – особенное. Младший протягивает старшему руки ладонями вверх, показывая тем самым что он готов принять всё хорошее от старейшего родственника. Старший же кладет свои руки на руки младшего ладонями вниз, выражая свою готовность отдать это. После этого младший дарит подарки старшему, который, в свою очередь, отвечает ему тем же. К женским подаркам относятся платки, отрезы ткани, пакетики чая, к мужским - хадак (ритуальный шелковый лоскут, лента или шарф белого) и табак.

Особое значение имеет и то, какой человек навестил твой дом первым в день наступления Нового года. Лучше всего если это будет мужчина со счастливой судьбой. По древней традиции считалось, что какой человек придет в дом в первый день нового года, таким и будет для семьи наступивший год.

Не менее важно и то, чем гостей угощать. Праздничный стол состоит и сегодня из редких для повседневности блюд. По старинным традициям почетным блюдом выступала отварная баранья голова («теелай»). Кроме этого на стол ставятся обязательно молочные продукты – сметана, молоко, творог, а также буузы, «бухэлеэр» и другие угощения. Сагаалган дословно переводится как Белый месяц. В одной из версий Саган hара также переводят как «творожный месяц», то есть месяц, когда на столах кочевников-скотоводов появлялся творог (цага). По другим версиям, в конце зимы, когда отмечается праздник, начинается массовый приплод у скота и на столе кочевников в изобилии появлялась молочная белая пища (сагаан эдеэн).

Прогнозы буддистов на 2016 год

Бурятия провожает год деревянной овцы и встречает год огненной обезьяны. Давая прогнозы, астрологи сходятся в одном – год будет похожим на его хозяйку – ярким и полным неожиданностей. Глава Буддийской традиционной сангхи России Пандито хамбо лама Дамба Аюшеев назвал наступающий по лунному календарю год красной огненной обезьяны Годом больших урожаев. Делясь ожиданиями от предстоящего года, он процитировал текст ежедневного Послания Хамбо ламы Дашидоржо Итигэлова от 1 декабря 2015 года.

Учитель охарактеризовал 2016 год как год больших урожаев, но при условии приложения каждым человеком огромного усердия в создании причин всех своих будущих успехов, - сказал Аюшеев. – «Сажайте семена!» - такое напутствие дал нам Хамбо лама Этигэлов. А успех всегда приходит и придет к тому, кто бдителен, бдителен во всем. Таковы слова великого Учителя Нагарджуны.

Дид хамбо лама Дагба Очиров в интервью ИА «Восток-Телеинформ» рассказал, что удача в наступающем году будет сопутствовать любознательным и целеустремленным людям.

Обезьяна по натуре любопытная, в разных ситуациях всегда ищет выход. Так вот, символ года будет благосклонен людям, которым присущи такие черты характера, как настойчивость и напор. Тем, кто не ищет причин своих неудач, а ищет решение проблем. Улыбнется удача и творческим людям, отличающимся любознательностью, - отмечает Очиров.- Желаю, чтобы в новом году жители республики не теряли веру и шли только вперед.

Дид хамбо лама Дагба Очиров советует всем верующим посетить хуралы Иволгинского дацана, которые будут проходить в первые 15 дней нового года по лунному календарю. По его словам, именно в это время «Будда показывал чудеса».

Богатым на урожай год предрекает и проректор буддийского университета «Даши Чойнхорлин» Самдан лама, поделившийся прогнозами с изданием «Традиция». В год огненной обезьяны, по его словам, тяжело придется гневливым и злым людям, тем, кто проявляет стихию огня. Самдан-лама советует не пренебрегать очистительными процедурами, пройти обследование у врачей, особенно это касается тех, кто родился в год обезьяны. Всем верующим рекомендуется больше заниматься «делами духа» - посещать молебны и делать упражнения, связанные с дыхательной гимнастикой. Несмотря на кризис, Самдан-лама предрекает удачное время для бизнесменов и всех людей, которые умеют вовремя принимать решения. Удача будет сопутствовать, в частности, тем, кто духовно богат и твердо стоит на пути просветления.

Заметили опечатку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.