Да прилепится жена к мужу своему. Библейские принципы семейной жизни

В Библии не так уж много мест, посвящённых сугубо теме брака. Но все они, как правило, очень содержательны. И показательно то, что, какие бы они аспекты ни затрагивали, они всегда исходят из одной важной идеи – идеи тождественности мужа и жены. А некоторые из них прямо утверждают эту идею. Обратите внимание на выделенные слова и на игру множественного и единственного чисел:
(Быт. 1:27) И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их
(Быт. 2:22-24) И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привёл её к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть
(Быт. 5:1-2) ...Бог сотворил человека, по подобию Божьему создал его, мужчину и женщину сотворил их... и нарёк им имя: человек
(Мф. 19:5-6) ...и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть
(Еф. 5:28-29,31) ...любящий свою жену любит самого себя, ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти... И будут двое одна плоть
Один человек, одна плоть – это словосочетания, которыми Библия выражает тождественность мужа и жены. В наше время люди пользуются немного другой терминологией, хотя идея подразумевается та же: супружескую пару мы называем одним целым, одним организмом и т. д. Наверное, не будет преувеличением сказать, что все мы в душе за то, чтобы между мужем и женой было единство. Особенно против этого не возражают влюблённые. Без всяких доводов они чувствуют себя частицей друг друга, продолжением друг друга, им искренне хочется раствориться друг в друге. И любому из них даже в голову не приходит, что этим они, может быть, "унижают" себя!
С другой стороны, мы обнаруживаем в себе иронию по поводу возможного отождествления со своей "половиной". Что ж, мне стать придатком кого-то?! Неужели я соглашусь потерять себя как личность, неужели стану чьей-то тенью?! Разве в том смысл брака, чтобы мне превратиться в ничто?
Безусловно, мы говорим об идеальном браке. И ирония, которую испытываем, говоря об идеалах, вполне понятна. Мы ведь привыкли реалистично смотреть на вещи и знаем, какой большой разрыв существует между теорией и практикой. Но интересно, что Библия, книга не менее реалистическая, не боится утверждать идеалы. Во многих случаях она доверяет нам больше, чем мы сами себе. На мой взгляд, причина в следующем. Во-первых, Библия подразумевает жизнь Христа в супругах-христианах, а это очень большая сила. Во-вторых, в ней ожидается не столько достижение цели, сколько то, что мы двигаемся в этом направлении. Для нас реально движение к правильной цели, а не сама цель38.
С большим сожалением приходится признать, что супружеские пары обычно преследуют другие цели. Эти цели не то чтобы неправильные, но они не связаны с сутью брака. Ведь общение, взаимопомощь, рождение и воспитание детей и др. – эти цели могут быть достигнуты и вне брака (и весьма неплохо). А вот жить вдвоём, как будто это живёт один человек, – черта, характерная исключительно для брачных отношений. Соединение мировоззрений, систем ценностей, желаний, сердечных устремлений, воли, чувств, потребностей, возможностей, полное слияние душ и тел – это сердцевина брака. В других социальных ячейках такое невозможно.
Когда извращается цель, неизбежно извращаются и средства к её достижению.В библейском учении о браке понимание цели тесно сплетено с пониманием внутрисемейных обязанностей. Бог дал супругам именно такие обязанности, которые лучше всего соответствуют назначению брака. Быть одним целым можно не иначе, чем посредством любви к жене, как к самому себе, и повиновения мужу во всём. Смотрите, как должна реализоваться идея "одной плоти": муж обязан относиться к жене не хуже, чем к самому себе, то есть, видеть в жене как бы продолжение себя, мыслить женою; а жена обязана отказаться от самого главного, что делает её независимой личностью, – от собственной воли. Так некогда чужое становится по-настоящему родным: жена сливается с волей мужа, с жизнью его, подобно тому как ветвь прививается к дереву; а муж распространяет свою жизнь и на жену, что напоминает то, как дерево "принимает в себя" ветвь. В свете цели брака обязанности супругов выглядят естественно и логично, нет никакой необходимости "снижать планку". Вот почему так важно понять и принять первоначальный замысел Божий о браке. Понятно также почему супружеским парам так трудно без натяжек интерпретировать отрывки, поясняющие обязанности мужа и жены. Если не познать библейскую сущность брака, то в сознании действительно всплывает множество исключений, когда можно не относиться к жене, как к самому себе, или не подчиняться мужу во всём. Настолько много исключений из правила, что и самого правила уже, фактически, нет.

В конечном счете, наша интерпретация супружеских обязанностей настолько верна, насколько соответствует истине наше познание других союзов – союза Отца с Сыном и Христа с Церковью. Говоря об обязанностях несколько абстрактно в Библии, Дух Святой, по-видимому, рассчитывал на то, что Он позже наполнит их конкретным содержанием, открывая нам через ту же Библию принципы высших союзов. Ведь принципы взаимоотношений во всех трёх союзах одни и те же. Если нас мучают какие-то неясности в учении о браке, решение их всегда мы можем найти в других союзах, представляющих для нас эталон. Решения обычно напрашиваются сами собой.

Может ли муж любить жену, как Христос Церковь?
Этот вопрос свидетельствует о нашей привычке отделять себя от Христа. Конечно, муж может так любить жену, потому что Христос, который так любит, живёт в муже. Качества Христа являются качествами мужа. Подобным образом и жена может подчиняться мужу во всём, раз в ней живёт Христос, умеющий подчиняться. Другое дело – верят ли он и она в своё тождество с Христом.

Когда наступает тот момент, в котором муж и жена, наконец, достигают своей цели и становятся "одной плотью"?
Этот вопрос напоминает проблему субъективизации, которую мы выше анализировали. Решение то же самое. Этот момент находится не в будущем, а в прошлом. Они уже являются одной плотью, им остаётся лишь выразить это на практике. Супруги составляют одно целое перед Богом ещё с момента сочетания (Мф. 19:6), независимо от того, верят ли они в это. На данном объективном факте основан запрет развода в Мф. 19:3-9.

Не придёт ли в семью на место христоцентричности мужецентричность?
В большинстве случаев сама постановка такого вопроса неправильна. Говорю "в большинстве случаев", потому что ситуации, когда муж требует поклонения себе или исполнения того, что явно противоречит Библии, сегодня практически не встречаются. В вопросе подразумевается, что христоцентричность и мужецентричность – исключают одно другое. На самом деле христоцентричность приводит жену к мужецентричности. В этом случае мужецентричность как раз и подтверждает наличие христоцентричности в жене. Если жена отождествляется с мужем, значит она присоединяется к жизни Христа, который в муже. Подобно тому как те, кто отождествляются с Сыном, отождествляются с Отцом. Если А = B, а B = C, значит, A = C.

Чем больше мы таких вопросов задаём, тем плотнее подходим к темам следующих статей цикла. Они как раз и будут посвящены тому, как на практике выражается единство жизни мужа и жены, Христа и Церкви, отца и Сына. Разделим наши вопросы на 3 категории – одна воля на двоих, одни заботы на двоих, одна слава на двоих – и над каждой из них порассуждаем отдельно.

Святой Церковью читается Евангелие от Марка. Глава 10, ст. 2 - 12.

2. Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?

3. Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?

4. Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.

5. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.

6. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.

7. Посему оставит человек отца своего и мать

8. и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.

9. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

10. В доме ученики Его опять спросили Его о том же.

11. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;

12. и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

(Мк. 10, 2–12)

Каждый раз, когда фарисеи приступали к Иисусу Христу с каким-либо вопросом, они делали это не для того, чтобы научиться от Него, но чтобы искусить Господа, не скажет ли Он чего-нибудь противного закону, дабы можно было обвинить Его. Так и в этот раз они спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? (Мк. 10, 2).

Об этом был спор среди фарисеев и народа. Теоретически идеал иудейского брака не имел равного в тогдашнем мире. Но практика была совсем иной: по иудейскому закону женщина считалась вещью, у нее не было никаких прав, и она находилась в полной власти мужа, главы семьи. Мужчина мог развестись со своей женой почти на любом основании, женщина же могла потребовать развод лишь по нескольким причинам.

Фарисеи утверждали, что Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться (Мк. 10, 4). Действительно, по закону Моисея (Втор. 24, 1) позволялось дать жене разводное письмо, если после брака «она не найдет благоволения в глазах мужа, потому что он находит в ней что-нибудь противное».

А что должна была значить эта фраза? В толковании этого предмета существовало два направления. Одни, следуя учению раввина Гиллела, говорили, что разводиться можно по всякой причине; другие, по учению раввина Шаммаи, утверждали, что развод допустим только по причине прелюбодеяния. Потому фарисеи и ждали, какое мнение выскажет Иисус Христос, чтобы возбудить против Него сторонников противоположного мнения. Господь ответил: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь (Мк. 10, 5).

Борис Ильич Гладков объясняет эти слова следующим образом: «Моисей знал свой жестокосердный народ; он понимал, что запрещение отпускать жену, потерявшую благоволение мужа, вынудило бы евреев прибегать к другому средству избавляться от нелюбимых жен: женоубийств, поэтому он снисходительно смотрел на укоренившийся обычай и, не узаконивая развод вообще, ограничился лишь воспрещением вторично брать отпущенную жену, уже оскверненную другим».

Моисей позволил развод лишь по жестокосердию, вследствие того, что мужья мучили и истязали нелюбимых ими жен, то есть допустил меньшее зло ради избежания большего. Христос же восстанавливает первоначальный закон брака, утверждая его нерасторжимость.

Не делая никакого намека на различие мнения раввинов, Господь указывает на образ творения Богом мужа и жены и, раскрывая тем самым истинный смысл брака как богоустановленного учреждения, премудро разрешает искусительный вопрос.

Спаситель подразумевает, что брак по самой своей природе является нерушимым институтом, столь крепко соединяющим двух людей, что этот союз не может быть разрушен никакими человеческими законами и постановлениями. Он был убежден в том, что так заложено в строении всей вселенной, что брак предполагает абсолютное постоянство и единство.

Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «Бог сотворил одного мужчину и одну женщину: следовательно, в намерении Творца было, чтобы мужчина имел лишь одну жену и не оставлял бы ее. Эта связь супружеская ближе и теснее, чем кровная связь сына с отцом и матерью, которых он оставляет ради жены: два человека становятся, как один, по мыслям, чувствам, намерениям, действиям - они должны быть одним существом. А если они так соединены, по первоначальному Божественному установлению, то и не должны разлучаться».

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют о том, что настоящей основой брака является любовь, преодолевающая гордость. Отсюда и складывается идеал брака как идеал отношений, в основе которых лежит смирение друг перед другом и понимание другого человека, потому что на это способна только любовь.

Другими словами, такой является настоящая Христова любовь, которая знает, что найдет себя в самозабвении, не ищет своего и, потеряв себя, обретает полноту. И только с помощью такой любви человек может постичь абсолютность истины и преобразиться в Божественном свете. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Резюме.

Мф. 19:5,6 «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

Под словом «оставит » здесь подразумевается не оставление родителей без попечения и внимания, но создание новой отдельной от них семьи. Господь прямо осудил фарисеев, которые под лукавым предлогом заботы о храме нарушили заповедь Божию о почитании родителей и помощи им (Мк. 7:11-13).

О значении слов будут два одною плотью святитель Григорий Богослов пишет: «Связанные узами супружества заменяют друг другу и ноги, и руки, и слух. Супружество и малосильного делает вдвое сильным, доставляет великую радость. Общие заботы облегчают скорби. Общие радости для них восхитительнее. Для единодушных супругов богатство приятнее, а скудость переносится легче. У них одно питие из домашнего источника, из которого не вкушают посторонние. Составляя одну плоть, они имеют и одну душу » . Святитель Иоанн Златоуст христианскую семью называет малой церковью . Он говорит, что муж и жена подобны рукам и глазам. Когда рукам больно, то плачут глаза. Когда глаза плачут – руки утирают слёзы.

Отсюда можно понять и смысл предупреждения: что Бог сочетал, того человек да не разлучает . Распад семьи - это разрыв живого организма на части (отец, мать, дети). Поэтому издревле во всех народах брак рассматривался как дело священное и его разрыв осуждался.

Тем не менее, всегда были и остаются обстоятельства, при которых развод разрешается. В частности, в Русской Православной Церкви указываются следующие причины.

«В 1918 году Поместный Собор Русской Церкви в определении о поводах расторжения брачного союза, освящённого Церковью, признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также следующее:

Противоестественные пороки;

Неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения;

Заболевание проказой или сифилисом;

Длительное безвестное отсутствие;

Осуждение к наказанию, соединённому с лишением всех прав состояния;

Посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей [и, конечно, не только супруги, но и супруга];

Снохачество или сводничество;

Извлечение выгод из непотребств супруга;

Неизлечимую тяжкую душевную болезнь;

Злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа » .

Но все эти основания для развода нельзя рассматривать как требования. Они – лишь допущение для расторжения брака, окончательное же решение всегда остаётся за самим человеком.

Григорий Богослов, свт. Творения. М., 2007. Т. 2. С. 50.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М. 2001. С. 75-76.

Ст. 31-32 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви

«Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» . Вот и третья причина. Он показывает, что, когда кто-либо, оставивши родителей, от которых произошел, совокупляется с женой, то после того отец, мать и дитя их – одна плоть, составленная из взаимного соединения, потому что вследствие смешения семени рождается дитя, так что трое они – одна плоть. Таким же образом и мы делаемся с Христом одна плоть, по причастию, и мы гораздо более, чем дитя (в отношении к родителям). Почему это? Потому, что так было изначала. Не говори же мне, что (жена твоя) такая-то и такая-то. Разве не видишь, что и в плоти много бывает недостатков? Один хром, у другого кривые ноги, у третьего сухие руки, у четвертого страдает иной какой-либо член. И однако (такой человек) не скорбит, не отсекает его, и часто заботится о нем более, чем о других. И справедливо, – так как он его член. Итак, какую каждый из нас питает любовь к себе, такую же хочет (апостол), чтоб мы питали и к жене. И это не потому, что мы с нею одной природы, но у нас в отношении к жене гораздо более важная причина, именно – что (муж и жена) не два тела, а одно: он – глава, а она – тело. Но как же в другом месте говорит он: «а Христу глава – Бог» (1 Кор. 11:3) ? Это говорю и я, то есть, что как мы одно тело, так и Христос и Отец – одно. Оказывается таким образом, что и Отец глава наш. (Апостол) выставляет два сравнения, т. е. с телом и с Христом. Потому и присовокупляет: «Тайна сия велика; я говорю по отношению к Христу и к Церкви» (ст. 32) . Что это значит? Называет (брак) великой тайной, потому что на нее указывал, как на нечто великое и дивное, и блаженный Моисей, или лучше – Бог. При том, «я говорю» , – говорит, – «по отношению ко Христу» , так как и Он, оставивши Отца, сошел и пришел к невесте и сделался «один дух» с ней: «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6:17) . Хорошо сказал: тайна велика есть, – как бы указывая на то, что иносказательное доказательство не уничтожает необходимости любви.

Гомилии на Послание к Ефесянам.

Свт. Феолипт Филадельфийский

Свт. Феофан Затворник

Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину

Мысль места ясна. «Уважай сей первый закон, который дан по сотворении жены и внедрен в естестве человеческом. Ибо вступающий в брак, оставляя родителей, сочетавается с женою, и союз делается столько тесным, что двое почитаются составляющими одну плоть» (блаженный Феодорит). - Но чего ради приводится сей закон?

Все толковники относят слова сии к 28 стиху, как доказательство, почему муж, любя жену, любит ее, как свое тело и как самого себя. Потому, говорит, так это бывает и быть должно, что они становятся плоть одна. Но, думается, ближе относить их к непосредственно предшествующей речи о тесном живом союзе верующих со Христом Господом. Сказано: мы от плоти Его и от костей Его. Поэтому к нам же идет и тот закон, который изречен Богом вслед за такими же словами, сказанными Адамом. Адам сказал: се кость от костей моих и плоть от плоти моея, - и Бог запечатлел это законом: сего ради оставит человек и проч. Так будет отселе во все роды века. Святой Апостол, приведши слова Адама в пояснение союза верующих с Господом, приводит и закон тот о сочетании мужа с женою. Но если мы слова - от костей Его и от плоти Его , взятые из речи Адама, должны понимать о союзе верующих со Христом, то чего ради закон, изреченный вслед за словами Адама, понимать в прямом, а не в применительном к союзу верующих со Христом смысле? - Никакой нет на это необходимости, тем паче, что вслед за сим Апостол определяет сам направление своей речи: это говорю я в отношении ко Христу и к Церкви.- Итак, ничто не мешает слова текста сего разуметь как указание на закон, по которому Христос Господь сочетавается с душами верующими и души верующие со Христом Господом. И, кажется, Апостол имел в виду преимущественно эту последнюю сторону союза, именно союз душ с Господом, - и цель слова его: - два плоть едина , - верующие и Господь - едино. Посему-то и стоит у Апостола: αντι τουτου - вместо сего. Впереди сказал: Господь питает и греет нас, так как мы плоть от плоти Его и кость от костей. Теперь говорит: вместо сего - мы должны так прилеплены к Нему быть, чтобы составлять едино. Ибо и Он уже так приобщился нам, что всего Себя предал нам. Можно находить указание на такую мысль в словах святого Златоуста: «Таким образом, и мы делаемся со Христом едина плоть, - по причастию». И несколько ниже: тут происходит «духовный союз, в котором душа соединяется с Господом неизреченным союзом, как Он один знает. Посему и сказано: прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господем (1 Кор. б, 17) . Об этом и Псалмопевец говорит: слыши дщи, и виждъ, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя, и дом отца твоего, и возжелает царь доброты твоея (Пс. 44, 11 - 12) ». На это же наводят и слова блаженного Иеронима: «Слова сии в переносном смысле относятся ко Христу и к Церкви. Адам прообразовал Христа, Ева - Церковь. Как из Адама и Евы народился весь род человеческий, так от Христа и Церкви народилось и нарождается все множество верующих, которое, составляя единое тело, опять влагается в бок Христов и наполняет место ребра, став в едину плоть с Ним, как с мужем. Об этом и Сам Господь в Евангелии молился: да ecи едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут (Ин. 17, 21) ».

При такой мысли понятными становятся и следующие за сим слова: тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа, и во Церковь.

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Симеон Новый Богослов

Прп. Ефрем Сирин

Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть

Прп. Максим Исповедник

И, достигнув сокровенности Божией, душа избавляется, наконец, от всего, что обыкновенно беспокоило ее. В этом блаженном и всесвятом покое осуществляется то приводящее в трепет, превосходящее ум и разум таинство единения, благодаря которому станут единой плотью и единым духом Бог с Церковью, то есть с душою, и душа с Богом. О как дивна, Христе, благость Твоя! Не дерзну восхвалять ее, ибо не имею даже достаточно силы, чтобы достойно удивляться ей. Будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношении ко Христу и к Церкви , как изрекает божественный Апостол. И еще: Соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом) (1 Кор. 6:17) .

Мистагогия.

Прп. Макарий Великий

Сказываю же тебе, что и самых любимых братьев, которых имеет у себя перед очами, если останавливают в оной любви, душа, так сказать, отвращается; потому что жизнь и покой ее - таинственное и неизреченное общение с небесным Царем. Ибо и любовь к плотскому общению разлучает с отцем, с матерью, с братьями; и все, касающееся до них, делается в уме сторонним. И ежели человек любит их, то любит как сторонний; все же расположение свое имеет к сожительнице своей. Ибо сказано: «сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину ». А посему, если плотская любовь так отрешает от всякой любви: то кольми паче те, которые действительно сподобились вступить в общение с оным небесным и вожделенным Святым Духом, отрешатся от всякой любви к миру, и все будет казаться для них излишним; потому что препобеждены они небесным желанием, и в тесной от него зависимости; там желания, там помышления их, там они живут, там ходят их помыслы, там имеет всегда пребывание свое ум, препобежденный божественною и небесною любовию и духовным желанием.

Собрание рукописей типа II. Беседа 4.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть

Вот я еще пример, именно: когда кто, оставив своих родителей, соединяется с ней. И не сказал: будет жить вместе с нею, но: прилепится , указывая на неразрывное единение. А слова одна плоть понимаются и просто, так говорит великий Иоанн Златоуст: будет едина плоть; но могут означать и нечто другое, именно: будут два для произведения одной плоти, то есть ребенка.

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.

Блаж. Иероним Стридонский

Посему оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть

[Апостол использует] то же самое аллегорическое истолкование в отношении к Христу и Церкви: Адам предызображает Христа, а Ева - Церковь, ибо последний Адам есть дух животворящий (1 Кор 15:45) . И как от Адама и жены его рождается весь род человеческий, так от Христа и Церкви произошло все общество верующих.