Пенсионные системы в российской империи, ссср и российской федерации. Когда в ссср начали платить пенсии? Пенсионный налог в ссср

14 июля 1956 года - день, когда появилась пенсия в СССР. Тогда был принят соответствующий закон. По нему мужчины могли рассчитывать на пенсионное обеспечение с 60 лет, при стаже минимум 25 лет, женщины - в 55 лет, проработать на благо государства они должны были не менее 20 лет. При этом в том случае если человек трудился в тяжелых условиях, например на Крайнем Севере, или выполнял работу, значимую для общества - учитель, врач - на пенсию можно было выйти и раньше. Размер пенсий зависел от зарплаты. В городах пенсионеры получали в среднем от 70 до 120 рублей.

Минимальная пенсия в СССР составляла 35 рублей. Это так называемая социальная пенсия, которая предназначалась не работавшим людям, или тем кто не получил нужный стаж.

Расчет пенсии производился из учета либо средней зарплаты, которую человек получил за год до выхода на заслуженный отдых, либо по его выбору за любую пятилетку из десяти лет непрерывной работы. За дополнительный стаж полагались надбавки: за 35 лет стажа у мужчин, и 30 лет у женщин, а также за труд без перерывов более 15 лет полагалось 10 процентов, за 25-летнюю работу на одном и том же месте при общем трудовом стаже в 35 лет полагались дополнительные 20 процентов.

Максимальная пенсия по старости была не более 120 рублей.

Особенностью советской системы пенсионных выплат было то, что не было централизованного единого пенсионного фонда. Предприятия платили страховые взносы в бюджет, из этих средств выплачивались пенсии. Отдельный разговор - пенсия колхозника. За их обеспечение отвечали колхозные артели, которые обладали специальным фондом для таких выплат. В 1964 году с принятием нового пенсионного законодательства страна взяла на себя обязательство по выплате пенсий всем гражданам.

СССР во многом сделал весомый вклад в политику современной России. Именно во время существования сверхдержавы было создано всеохватывающее пенсионное обеспечение. Этот исторически важный закон был издан 14 июля 1956 года.

Для расчёта пенсионного оклада использовали 2 варианта:

  1. По желанию будущего пенсионера выбиралась одна из пятилеток, входящая в десятку лет непрерывной профессиональной деятельности, высчитывалась средняя зарплата в ней.
  2. За основу брался оклад человека, получаемый им за год до достижения пенсионного возраста.
  3. ПЕНСИЯ В 1980 ГОДЫ
  4. В 1980 году в Советском Союзе значительно выросло количество пенсионеров. Однако, это не помешало государству своевременно оплачивать им пенсию на том же уровне, с учётом инфляции, что и раньше. Средний размер пенсионного оклада в эти годы составил 67 рублей.
  5. РАЗМЕР ПЕНСИИ В 1985 ГОДУ
  6. В 1985 году, благодаря инфляции и повышению уровня жизни, пенсия в СССР достигла своего пика, её средняя величина равнялась 72 рублям. При этом колхозники получали значительно меньшую сумму, чем городские жители. Их пенсия в среднем составляла 47 рублей.
  7. СРЕДНЯЯ ПЕНСИЯ
  8. За весь период существования СССР размер среднего пенсионного обеспечения потерпел существенные изменения. Причиной этому была не только инфляция, но и существенный рост уровня жизни среди советских жителей.

И, если в начале 1970-х годов средняя пенсия составляла лишь 34 рубля, то к 1986 году, эта сумма возросла до 76 рублей. В целом, пенсионный оклад тех лет вполне соответствует денежной сумме, получаемой и современными пенсионерами.

МАКСИМАЛЬНАЯ ПЕНСИЯ

В СССР максимальная пенсия составляла 120 рублей. На неё могли рассчитывать городские жители, работающие в сферах умственного труда: это инженеры, врачи и учителя. Естественно, её получали люди, проработавшие полный стаж.

Пенсия народных депутатов

В 1989 году высшим органом власти были назначены народные депутаты, которые проводили съезды для обсуждения государственных вопросов. Последний съезд состоялся 05.09.1991. Именно в этот день было принято решение о самороспуске депутатов. В настоящий момент большинство народных депутатов вышли на пенсию по старости и в Государственной думе подняли вопрос о повышении пенсионных выплат для данной категории граждан. На сегодняшний день количество «бывших» народных депутатов составляет всего 285 человек.

Министерство труда и социальной защиты предлагает установить размер пенсии 200 000 рублей. Основная причина разработанного законопроекта - ликвидация положения о персональных пенсиях для данной категории граждан, в соответствии с которым народные депутаты и их семьи могли получать достойную пенсию. Закон о пенсии Основным законопроектом СССР, который регулировал вопросы начисления пенсии, является закон «О государственных пенсиях» от 14.07.1956. В законе закреплены такие важные моменты, как: максимальный пенсионный возраст; стаж; среднемесячный размер пенсии и прочее.

Многие пункты законопроекта давно устарели, однако разработанная реформа в 1956 году позволила пожилым людям получать достойную пенсию. При этом не учитывалась ежегодная инфляция, ведь цены на товары с каждый годом только росли. Поэтому в реформу постоянно вносились коррективы и даже в настоящий момент органы власти планируют кардинально изменить пенсионную систему, чтобы граждане смогли самостоятельно формировать будущую пенсию.

О пенсиях в СССР пишут чаще всего в двух видах.

В радужном: каждый советский пенсионер получал в месяц 100-120 рублей.

В коричневом: совковые пенсионеры жили на 10-15 рублей в месяц. Занимательно, что и радужисты, и коричневые по своему правы…

По единой шкале пенсия по возрасту на общих основаниях для рабочих и служащих исчислялась так (1980-е годы):

Месячный заработок в рублях | В % к заработку | Наименьший размер пенсии в рублях

До 50 руб. — 85% от заработка — 40 руб.

От 50 до 60 руб. — 75% к заработку — 42 руб. 50 коп.

От 60 до 80 руб. — 65% к заработку — 45 руб.

От 80 до 100 руб. — 55% к заработку — 52 руб.

От 100 и выше — 50% к заработку — 55 руб.

Размер пенсии в СССР зависел от зарплаты. Уборщица на заслуженном отдыхе получала 70-80 рублей, специалист – 120-150. Какой-нибудь старый большевик мог получать персональную пенсию Союзного значения – 300 рублей. Для людей, по каким-то причинам не работавших или недобравших трудового стажа была предусмотрена социальная пенсия в 35 рублей – минимальная пенсия в СССР. Средняя пенсия в СССР, таким образом, составляла приблизительно 100 рублей – стоимость полтонны пшеничного хлеба или мужского костюма-тройки из чистой шерсти.

Сельским жителям назначалась пенсия на 15% меньше, чем рабочим и служащим. То есть, максимальная пенсия для этой категории граждан составляла 102 рубля, а минимальная — 34 рубля. В тоже время, сельчане имели определенное преимущество перед рабочими и служащими. Дело в том, чтоработающие сельские пенсионеры получали пенсию полностью, не взирая на размер их заработка. У рабочих и служащих с этим было посложнее -работающий пенсионер не мог иметь общий доход (пенсия+зарплата) свыше определенной суммы. В случае превышения лимита пенсия снижалась на размер этого самого превышения.

Пенсия по возрасту на общих основаниях устанавливалась при достижении мужчинами 60 лет, а женщинами 55 лет, при общем стаже работы не менее 25 и 20 лет соответственно.

Пенсия по возрасту при неполном стаже работы назначалась рабочим и служащим при наличии следующих условий:

  1. достижение пенсионного возраста (см. выше) в период трудовой деятельности,
  2. если они проработали в общей сложности не менее пяти лет,
  3. непосредственно перед выходом на пенсию проработали не менее трех лет,
  4. обратились за пенсией не позже месячного срока со дня прекращения работы. Отметим, что к этой пенсии надбавки не начислялись.

К стандартной пенсии полагались еще и надбавки (это не касалось пенсионеров с неполным стажем работы).

Надбавка 1: За непрерывный стаж работы (больше 15 лет) - 10%.

Надбавка 2: За длительный стаж работы (свыше 35 лет у мужчин и свыше 30 лет у женщин) - 10% Обе надбавки не могли быть начислены одновременно. Либо первая, либо вторая.

Надбавка 3: За длительный непрерывный стаж на одном предприятии (25 лет) при длительном общем стаже (35 лет) - 20% Эта надбавка не могла быть начислена с другими надбавками.

Разговор на кухне с родственниками заставил покопаться в Интернете, так как никто даже примерно не знал ответа на вопрос, вынесенный в заголовок.

История оказалась интересной.
Оказывается, с 1917 по 1928 гг. пенсии по старости в СССР никто не получал. С 1928 г. их стали назначать рабочим некоторых отраслей. Ну а служащих советская власть облагодетельствовала только начиная с 1937 г.

Примерно с этого же времени колхозников обязали создавать фонды, которые ежемесячно должны были помогать пенсионерам - деньгами, продуктами или трудоднями. Пенсионный возраст, трудовой стаж, необходимый для получения пенсии, устанавливали сами члены сельхозартели.

До 1956 г. размер пенсий в СССР был мизерным. Я нашла данные про пенсии участникам Гражданской войны, бойцам Красной армии, ставших инвалидами. Им полагалось 25 руб. - 45 руб. (вторая группа инвалидности) и 65 руб. (первая группа). Также пенсии выплачивались нетрудоспособным членам семьей таких инвалидов (от 15 до 45 руб.).

Если учесть, что в 1937 г. студенческая стипендия была 130 руб., то воевавшим людям, получившим инвалидность, выплачивали сущие крохи.

Максимальная пенсия в 300 руб. в начале 50-х составляла не более 25% от средней зарплаты (1200 руб.). И только при Хрущёве, начиная с 1956 г., пенсии стали расти. Было бы интересно узнать, если кто в курсе, каковы были пенсии ваших бабушек, прабабушек/дедушек, прадедушек в 30-60-е гг. 20-го века.

На этом фоне пенсионная система царской России выглядит абсолютно благообразной и, не побоюсь этого слова, человечной. К 1914 г. право на пенсию по выслуге лет имели чиновники всех классов, канцеляристы, офицеры, таможня, жандармы, учителя школ, преподаватели вузов, ученые и инженеры всех казенных заводов, врачи, медперсонал всех казенных больниц, рабочие казенных заводов и железной дороги.

Пенсия в размере полного оклада полагалась тем, кто проработал на одном месте 35 лет. Пенсию в 50% своего оклада получали проработавшие на одном месте не менее 25 лет. При этом возрастного ценза, когда человек мог отправиться на пенсию, в Российской империи не было. Люди знали, что отработав от 20 до 30 лет, можно рассчитывать на пенсию до 2/3 оклада, а со стажем 10-20 - до 1/3 оклада.

Размер пенсии обжалованию не подлежал. Если пенсионер умирал, то его семья (вдова, несовершеннолетние дети) продолжали получать пенсию. Исключение составляли только те случаи, когда мужчина погибал на дуэли - в этом случае вдова лишалась материальной поддержки (жестоко, да).

Пенсии выплачивались только тем, кто ни в чем плохом замечен не был. Ну то есть не привлекался, не был уволен по статье. Оступившиеся лишались пенсии и могли подать прошение государю либо попытаться заново заработать беспорочной службой пенсионный стаж в другом месте.

Также пенсии лишали тех, кто принимал монашеский постриг или уезжал из России навсегда.

Советская власть начала реформу социального страхования с декларации Народного Комиссара труда от 30 октября 1917 г. введение в России «полного социального страхования». В основу проектируемой реформы были заложены следующие принципы:

  • 1) распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также городскую бедноту; на все виды потерь трудоспособности, а именно: на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, а также безработицы;
  • 2) все расходы по страхованию целиком ложились на предпринимателя;
  • 3) возмещение, по меньшей мере, полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы;
  • 4) полное самоуправление застрахованных во всех страховых организациях.

Для воплощения в жизнь этой декларации с октября 1917 г. по 1922 г. Советским правительством было принято более ста декретов и распоряжений в области социального обеспечения. Эти нормативные акты заложили фундамент организации государственной системы социального обеспечения, предназначенной для трудящихся, а также красноармейцев и членов их семей, основными из которых являются два: Декрет о страховании на случай болезни и несчастного случая, принятый Центральным Комитетом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от 22 декабря 1917 года, и Положение о социальном обеспечении трудящихся, утвержденное Советом народных комиссаров 31 октября 1918 года. В этот период Советская власть еще не рассчитывала на быструю ликвидацию капиталистического строя, поэтому они носили характер временной меры, присущей переходной эпохе. Целый ряд существенных вопросов оставались открытыми. Действие социального страхования охватывало наемный пролетариат, а самостоятельные производители, т.е. крестьяне и ремесленники остались вне социальной защиты. Решение данной проблемы было предоставлено страховому совету. Пункт 4 декрета гласил, что страховому совету предоставляется установить общие основания для привелечения к страхования ремесленников, кустарей и им подобных, а также и беднейших крестьян, работающих самостоятельно, без применения наемного труда. В качестве органа страхования Декрет допускал существование только общегородских касс для крупных - для прочих местностей.

Наибольшие изменение были внесены Декретом в функции больничных касс. Прежде всего переход лечебного дела в руки больничных касс был установлен как обязательная норма. Декретом от 22 декабря 1917 года все фабрично - заводские лечебные учреждения со всем их движимым и недвижимым имуществом были переданы безвозмездно во владение больничных касс. Администрация предприятий, не имевших благоустроенных лечебных заведений, обязана была сверх обычных взносов в кассу уплачивать еще 2 % от заработной платы на расходы по организации кассовой медицины. Денежные пособия по случаю болезни и травматизма были доведены до размеров полного заработка. В отношении объема средств, возмещаемого пособием, не содержалось никаких ограничений, однако Декрет предоставлял право больничным кассам устанавливать высший предел пособий в размере трехкратного среднего поденного заработка в данной местности. Сроки выдачи пособия не ограничивались. Согласно 27 пункту Декрета денежные пособия по случаю болезни и травматизма выдаются с первого дня потери трудоспособности по день выздоровления за действительно пропущенные заболевшим рабочим дни. Таким образом, фактически вместе со страхованием на случай болезни вводилось страхование на случай инвалидности. Поэтому к приведенному выше 27 пункту имелось примечание такого рода: « Со времени издания закона о страховании инвалидности всякий больной через 6 месяцев после начала заболевания, а равно если ранее этого срока он будет признан инвалидом,переходить на иждивение инвалидной кассы». К необязательным функциям были отнесены пособия членам семей застрахованных. Пособия могли выдаваться как по случаю болезни, инвалидности, так и при родах и в случае смерти. Размер пособий членам семьи зависел от усмотрения делегатского собрания кассы. Пособия увечьем были оставлены на обязанности касс, причем в отношении продолжительности выплаты они были уравнены с обычными пособиями по случаю болезни. Что касается средств больничных касс, то вся материальная нагрузка страхования была возложена исключительно на предпринимателей. Декрет отменил всякие взносы со стороны самих застрахованных. Взнос а предпринимателей был установлен в размере 10% от заработной платы участников. Декрет предусматривал и возможность дефицита средств, на этот случай делегатскому собранию кассы предоставлялось право повышать взносы предпринимателей. Постановление не могло быть реализовано на практике без особого утверждения страхового присутствие. Кроме 10 % взносов предпринимателей, в бюджет касс поступали также особые взносы от страховых товариществ, на которые Декрет возложил обязанность возмещать кассам их расходы по вознаграждению увечных. Этот пункт был заимствован Декретом из новеллы от 25 июля 1917 г. Остальные источники доходов (пени, штрафы, пожертвование и пр.) существенной роли в бюджете больничных касс играть не могли. Больничные кассы стали брать на себя страхование от несчастных случаев и безработицы, превращаясь в кассы социального страхования. целым рядом частных декретов центральной власти и отдельными распоряжениями местных властей изменялись и функции, и бюджет страховых учреждений. Страховые присутствия перестали созываться, а иногда даже разгонялись. Таково в общих чертах содержание реформы, проведенной Советским правительством в конце 1917 года. Социальное обеспечение. Социальное обеспечение - система обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети. В РФ с.о. включает: пенсии, пособия работающим (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.д.) крестьян не стало частью государственной системы социального обеспечения и должно было осуществляется за счет организации крестьянской взаимопомощи. Положение о крестьянских обществах взаимопомощи от 28 сентября 1924 года обязывало их предоставить обеспечение семьям военнослужащих, инвалидам.

Положение о социальном обеспечении от 31 октября 1918 года устанавливало для них следующие виды материального обеспечения и услуг:

  • 1)пособие по временной нетрудоспособности;
  • 2)пособие по безработице;
  • 3)пособие по беременности и родам;
  • 4)пособие на рождение ребенка;
  • 5)пенсии по инвалидности;
  • 6)пособие на медицинскую помощь;
  • 7)пособие на протезирование и другие виды пособий.

Декретом Совета народных комиссаров (СНК) от 7 августа 1918 года было введено пенсионное обеспечение по инвалидности красноармейцев и членов их семей по случаю потери кормильца. Круг лиц, подлежащих обеспечению согласно положению, уже не ограничивался представителями наемного пролетариата. Обеспечению подлежали все без исключения лица, источниками существования которых является только собственный труд без эксплуатации чужого. Таким образом, кроме наемных рабочих, обязательным страхованием охватывались мелкие ремесленники и подавляющее большинство крестьян. В 1919 году внесение взносов на социальное страхование для всех государственных предприятий и учреждений (кроме частных работодателей) было отменено и установлен порядок прямого смежного финансирования социального обеспечения. Все ранее существовавшие страховые фонды и кассы были объединены в единый Всероссийский фонд социального обеспечения.Но такая система действовала недолго, до начала НЭПа.После гражданской войны, при переходе государственных предприятий на хозяйственный расчет государственное социальное обеспечение рабочих и служащих было заменено социальным страхованием за счет взносов предприятий. Данный порядок утвержден постановлением СНК РСФСР от 15 ноября 1921 года. Произошла централизация всех видов социального страхования в специальных учреждениях, представляющих часть общегосударственного аппарата по управлению страной. Это были так называемые «подотделы социального обеспечения и охраны труда», составляющие одно из подразделений отделов труда при Совете рабочих и Красноармейских депутатов. Высшим органом, ведающим социальным обеспечением, стал отдел социального обеспечения и охраны труда при Народном Комиссариате труда а Москве. Денежное пособие по болезни и инвалидности определялось в размере полного заработка. Соответственно тарифной системе, введенной Советским правительством, за основу исчисления пособий был взят уже не средний поденный заработок, а тарифная ставка данной местности. Пособие равнялось фактическому заработку лица, потерявшего работоспособность, но не могло превышать трехкратной минимальной ставки данной местности. Пособие выдавалось до наступления выздоровления или до момента установления инвалидности. В последнем случае оно заменялось пенсией по инвалидности, выдаваемой на основании того же положения. В последствии возмещение вреда, причиненного трудовым увечьем, регулировалось союзным законодательством и инструкциями о порядке его применения, которые утверждались Госкомтруда СССР и ВЦСПС. Ответственность за вред наступала обычно при наличии вины предприятия, в некоторых случаях оно могло нести ответственность и при отсутствии прямой вины. О масштабах социального обеспечения в этот период свидетельствуют следующие цифры: в 1920 году органы Наркомата социального обеспечения выплачивали пенсии и пособия 500 тыс. человек, оказали единовременную денежную и иную помощь в виде продуктов, одежды, топлива 8651 тыс. семей красноармейцев. Правила обеспечения по старости были утверждены Наркомом труда СССР 11 февраля 1930 года, согласно которому был установлен пенсионный возраст для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет; обязательный стаж по найму для мужчин - 25 лет, для женщин - 20 лет (предусмотрены льготные условия пенсионного обеспечения для работающих на подземных работах и водолазов). В 30-х годах введено пенсионное обеспечение за выслугу лет работников просвещения, медицинских, научных работников, работников гражданского воздушного флота. В 1933 году социальное страхование было передано в управление профсоюзами, однако основные расходы по финансированию системы легли на государственный бюджет, который фактически объединился с бюджетом социального страхования. социальное страхование фактически утратило страховой и приобрело дотационный (госбюджетный) характер. Постановлениями СНК СССР от 16 июля 1940 года утверждены пенсии военнослужащим рядового и младшего состава срочной службы и их семьям, а от 5 июня 1941 года - пенсии лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава сверхсрочной службы, служащим рядового состава сверхсрочной службы и их семьям.

Президиум Верховного Совета СССР 26 июня 1941 года принял Указ «О порядке назначения невыплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего состава в военное время». Таким образом, к началу Великой Отечественной войны была создана система социального обеспечения, охватывающая всех трудящихся (рабочих, служащих, интеллигенции и членов их семей) во всех случаях утраты ими заработка. Однако размеры выплат оставались низкими, полного возмещения заработка достичь не удалось. После Великой Отечественной войны в СССР проводилась работа по совершенствованию законодательства в области социального обеспечения. В Российской Федерации была проведена реформа социального обеспечения, в ходе которой приняты нормативные акты, закрепившие новые условия представления пенсий и пособий: Закон СССР от 1956 года « О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 июля 1964 года «О пенсиях и пособиях членам колхозов» и другие. В соответствии с Законом СССР «О пенсиях и пособиях членам колхозов» впервые в масштабах страны была создана единая система пенсионного обеспечения колхозников, которая финансировалась за счет централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников (из этого фонда колхозникам выплачивались пенсии по старости и по инвалидности, а их семьям пенсии по случаю потери кормильца). Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26 сентября 1967 года «О мероприятиях по дальнейшему повышению благосостояния советского народа» были увеличены размеры пенсий, расширен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, введен новый вид пособий - инвалидам с детства 1-й и 2-й группы, достигшим 16-летнего возраста. Совет Министров СССР 3 августа 1972 года утвердил Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, учитывающее опыт реализации Закон СССР «О государственных пенсиях» 1956 года. К середине 80-х годов в СССР в пенсионном обеспечении возобладали уравнительные тенденции, произошло снижение размеров пенсий по отношению к прошлой заработной плате, из-за отсутствия механизма индексации реальные размеры пенсий постоянно сокращались. Так, 1988 году средней размер пенсии у рабочих и служащих составил 86 рублей, у колхозников 54 рубля в месяц. При этом 30 миллионов пенсионеров жили в семьях, где не было трудоспособных, и, следовательно, пенсия являлось их единственным источником существования. Но недостатки пенсионного законодательства не сводились лишь к низким размерам пенсии. Для них была характерна уравниловка, отсутствие непосредственной связи между трудовым вкладом и назначенной пенсией.

Пенсионное законодательство включало фиксированный размер пенсий, который не повышался в связи с ростом цен и тарифов на услуги. Многое из того, что было заложено в пенсионном законодательстве СССР, устарело, пришло в противоречие с жизненными реальностями. Практически оказалось негарантированным провозглашенное в Конституции СССР (1977 года) право на материальное обеспечение в старости и в случае потери трудоспособности.

Пенсионное законодательства в Российской Федерации в 1990-2001 гг. В 1990 году в РСФСР, являвшейся одной из республик в составе СССР, были приняты попытки, осуществить реформирование пенсионной системы. С этой целью 20 ноября 1990 года был принят Закон РСФСР № 340-1 « О государственных пенсиях в РСФСР»(подготовленный на основе принятого 15 мая 1990 года Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР»). Наиболее существенные изменения прежнего порядка пенсионного обеспечения, закрепленные этим законом, состоят в том, что была создана единая система пенсионного обеспечения независимо от характера и иной общественно-полезной деятельности, которая охватила лиц, работающих по трудовому договору, членов колхозов и других кооперативных организаций, индивидуальных предпринимателей и другие категории граждан, подлежащих государственному социальному страхованию. Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» 1 Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» -закон РФ « О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.90 г. № 340-ФЗ был направлен на повышение уровня пенсий и ликвидацию их уравнительности, дифференциацию размера пенсий с учетом продолжительности трудового стажа (увеличение пенсий на 1% за каждый год стажа сверх требуемого, но не более чем на 2 %). Закон Российской Федерации предусматривал исчисление пенсий из среднемесячного заработка за полные 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности, индексацию или компенсацию пенсии в связи с повышением стоимости жизни и другое. Законом предусмотрены введение страховых принципов в пенсионном обеспечении. Введены страховые взносы, которые собрались и аккумулировались в Пенсионном фонде РСФСР. Эти средства не в федеральный бюджет и не подлежали изъятию. Тем не менее, в условиях углубляющегося экономического кризиса Закон 1990 года не мог обеспечить Российской Федерации существенного повышения уровня пенсий и их индексацию в соответствие с темпами инфляции, а также преодолеть уравнительность в пенсионном обеспечении.

Состояние системы пенсионного обеспечения в РФ в период перехода к рыночным отношениям стало одной из острейших социально0экономических проблем страны. В результате резкого скачка цен в 1992 году, не сопровождавшимся принятием действенных мер по поддержанию покупательской способности пенсии, доходы пенсионеров хронически отстали от уровня цен. Реальное содержание среднего размера пенсии по старости (с учетом компенсации) в декабре 1994 года было почти в два раза ниже (в сопоставимых ценах), чем до начала либерализации цен в декабре 1991 года.

Основной проблемой пенсионного обеспечения того периода являлся низкий уровень как абсолютных, так и относительных размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения (29 % фонда оплаты труда). В 1994 году средний размер пенсии составил около 35% средней заработной платы против 34% в 1993 году и 26% -1992 году. Ситуация с пенсионным обеспечением усугубилась еще и тем обстоятельством, что заработная плата практически перестала играть сколь-нибудь заметную роль при исчислении размера пенсии.

Максимальный размер пенсии устанавливался всем работникам, которые имели заработки, повышающие 55-56% средней заработной платы. Это было связано с законодательно установленным искусственным ограничением размера пенсии тремя минимальными размерами пенсии, а для лиц, работавших в неблагоприятных условиях труда, -тремя с половиной минимальными размерами пенсий. Остро стояла проблема минимального размера пенсии, уровень которого по отношению к прожиточному минимуму нетрудоспособного населения снизился с 84,6% в 1992 году до 45-47% в марте 1995 года.

Пронимаемые меры по повышению уровня пенсионного обеспечения: поэтапное « осовременивание » прошлых заработков для исчисления пенсий, периодическое (раз в три месяца) увеличение минимального размера пенсий не привели к ожидаемым результатам. Произошло уменьшение дифференциации размеров основной массы пенсий. Серьезной проблемой стало сужение финансовой базы пенсионного обеспечения: доля заработной платы, с которой взимались взносы на финансирование пенсий, в общих доходов населения сократилась с 69,9% в 1992 году, до 46,6% - в 1994 году. Наряду с этим численность занятых в народном хозяйстве постоянно уменьшалась, усилился процесс уклонения от уплаты налогов. В результате всех этих негативных явлений сложилась ситуация,при которой расчетное соотношение численности плательщиков взносов на пенсионное обеспечение к численности пенсионеров составило 1,4 к 1, в то время как по статистическим данным о численности занятых оно должно было составлять 1,8 к 1.

В такой ситуации повышение страховых тарифов не могло бы решить проблемы стабильного финансирования пенсионного обеспечения, поскольку оно легло бы на плечи законопослушных работодателей, численность которых неуклонно снижалась. Очевидно, что в рамках пенсионного законодательства, действующего в тот период, невозможно было одновременно обеспечить повышение минимального уровня пенсионного обеспечения и социально- справедливую дифференциацию пенсий в зависимости от прошлого трудового вклада. Для этого необходим новый порядок, который позволил бы решать эти проблемы. Сложившаяся в стране и в 90-е годы 20 века экономическая ситуация при определила необходимость совершенствования пенсионного законодательства одновременно в двух основных направлениях.

Первое направление - внесение поправок, изменений и дополнений в действующее законодательство, обеспечения отдельных категорий пенсионеров.

Второе направление - законодательное обеспечение пенсионной реформы, предусматривавшей существенное изменение параметров действующей пенсионной системы. В 1990-2001 годах в Российской Федерации было принято более 80 федеральных законов, направленных на совершенствование сложившейся пенсионной системы, а также ее реформирование. В результате изменения отдельных норм пенсионного обеспечения для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных катастроф; лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел и их семей; участников ВОВ; работников образования и медицинских работников, а также некоторых других категорий населения.

В рамках данного направления, и связанного с совершенствованием законодательного обеспечения пенсионной системы, в 1995-2001 годах была проведена значительная работа, приведшая к началу нынешней реформы системы пенсионного обеспечения с 1 января 2002 года. Правительством Российской Федерации в 1995 году была одобрена «Концепция реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации»,которая предусматривала сохранение основных институтов государственной пенсионной системы с включением новых, свойственных рыночным отношениям форм пенсионного обеспечения.

Концепцией предполагалось создание в России пенсионной системы, которая должна была состоять из трех уровней:

  • 1) Базовая (государственная) пенсия, которая впоследствии была призвана заменить социальную пенсию;
  • 2) Трудовая (страховая) пенсия, которая должна была являться ядром пенсионной системы;
  • 3) Негосударственная пенсия.

Негосударственное пенсионное обеспечение рассматривалось концепции как дополнительное по отношению к государственному и могло осуществляться как в форме дополнительных, профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, территорий, так и в форме личного накопления гражданами средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение.

В постановление были определены основные цели пенсионной реформы: реализация гарантированного статьей 39 Конституция Российской Федерации права граждан на пенсионное обеспечение, а именно: в случае инвалидности, по потери кормильца, в других случаях, установленных законом, развитие пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования.

В основу концепции пенсионного обеспечения заложены принципы:

  • 1) Каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение при утрате трудоспособности вследствие старости. Инвалидности или по причине потери кормильца, а также в ряде других случаев.
  • 2) Каждый работающий подлежит обязательному пенсионному страхованию;
  • 3) Каждый застрахованный по государственному обязательному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в зависимости от продолжительности страхования и заработка, с которого уплачиваются страховые взносы.

Средства обязательного пенсионного страхования направляются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных граждан.

За период, прошедший после одобрения Правительством Российской Федерации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, был разработан и принят ряд нормативных актов, направленных на реализацию ее основных положений. В 1996 году был принят Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» - Постановление Правления Пенсионного фонда РФ от 11.03.01.г.№ 339 «об утверждении Временного порядка регистрации налогоплательщиков, представляющих в пенсионный фонд РФ сведения в соответствии с Ф.З. от 1 апреля 1996 года № 27- ФЗ «об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».. Он создал основы новой инфраструктуры пенсионной системы России, которая содержала бы информационную базу об уплате страховых взносов всеми работающими гражданами. Суть персонифицированного учета заключалась во введении для каждого работающего на территории страны гражданина, который попал под действие Закона Российской Федерации « О государственных пенсиях в Российской Федерации», индивидуального лицевого счета граждан, содержащего сведения о его стаже и заработке. Следующим шагом по введению системы персонифицированного учета стала корректировка порядка назначения и перерасчета пенсий с ориентацией на использование данных лицевых счетов. В 1997 году были внесены изменения и дополнения в порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный Фонд Российской Федерации и в Закон РФ « О государственных пенсиях в Российской Федерации», предусматривающие установление трудового стажа и определение среднемесячного заработка при назначении пенсий и их перерасчете на основе индивидуальных лицевых счетов. В целях поддержания материального положения пенсионеров в связи с увеличением цен на товары и услуги был принят Указ Президента РФ от 14 июня 1997 года № 573 « О мерах по поддержанию материального положения пенсионеров». Указ впервые в пенсионном законодательстве установил, что, начиная с первого января 1998 года, минимальный размер пенсии по старости с учетом компенсационной выплаты не может быть ниже 80 % прожиточного минимума. Предусмотрен и механизм поддержания этого уровня.

Значительным шагом для подготовки реформирования пенсионной системы стало принятие в 1997 году Федерального закона « О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», который предусматривал переход на принципиально новую систему определения размера трудовой пенсии путем применения индивидуального коэффициента пенсионера.

На законодательное обеспечение пенсионной реформы был направлен принятый в 19977 году Федеральный закон « О внесении изменений в статью 100 Закона Российской Федерации». Закон закрепил один из важнейших принципов пенсионной системы - исчисление пенсии из того дохода, который участвовал в формировании финансовой базы этой системы, то есть из тех видов денежных выплат, на которые начисляются страховые пенсионные взносы.

Вместе с тем применение нового порядка определения размере пенсии было затруднено в связи с недостатком финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения выплат с 1 февраля 1998 года пенсий, исчисленных с применением индивидуального коэффициента.

Активно создавалась правовая основа для изменения базы для утраты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и ликвидации задолженности плательщиков страховых пенсионных взносов перед фондом. Произошел позитивный сдвиг в соотношении пенсии и средней заработной платы в стране: с 26% -в 1992 году до 35-39% - в 1997 году. Однако этот сдвиг был достигнут за счет резкого сокращения дифференциации в размерах пенсий.

Важное значение для Российской Федерации подготовка пенсионной реформы имел Федеральный закон « О негосударственных пенсионных фондах». Первый вариант этого закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы в 1994 году, и только в 1998 году был подписан Президентом российской Федерации. Данный закон создал правовую основу деятельности негосударственных пенсионных фондов, которые являются необходимым элементом пенсионной реформы, и предусматривал несколько уровней контроля за добросовестным использованием средств.

Несмотря на наличие позитивных сдвигов, в целом период, прошедший после одобрения. Правительством Российской Федерации Концепции реформирование системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, характеризовался углублением финансового кризиса в системе пенсионного обеспечения.

Обострение проблем в пенсионном обеспечении было связано с появлением и быстрым нарастанием задолженности по выплате пенсий в 1995 году - в первом квартале 1997 года, а начиная с марта 1997 года, положение с обеспечением своевременной выплаты пенсий резко обострилось.

Объективными причинами финансовой нестабильности пенсионной системы являлись, с одной стороны, кризис неплатежей в народном хозяйстве, с другой стороны, -ее несоответствие изменившимся социально-экономическим условиям в стране. В процессе подготовки пенсионной реформы в 1995-1998 годах стало очевидным, что Программа пенсионной реформы (1995 год) нуждается в корректировке для того, чтобы сделать систему пенсионного обеспечения в России более устойчивой к свойственным рынку явлениям финансового риска и экономической нестабильности.

Именно такой подход предусматривала Программа пенсионной реформы в Российской Федерации (далее - Программа), одобренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 года № 463.

Программа предусматривала поэтапный переход от всеобщей распределительной системы к смешанной системе пенсионного обеспечения, в которой значительную роль играют накопительные механизмы финансирования пенсий.

Предлагаемая смешанная система пенсионного обеспечения включала в себя:

  • 1) Государственное пенсионное страхование - ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования и финансируется как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ,так и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и за счет инвестиционного дохода от их размещения;
  • 2) государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также для лиц, которые не приобрели право на пенсию по государственному пенсионному страхованию, за счет средств Федерального бюджета;
  • 3) дополнительное пенсионное страхование обеспечение), осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленных законодательством РФ, - обязательных страховых взносов.

В Программе были отражены основные направления развития Концепции реформы системы пенсионного обеспечения, источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы, роль персонифицированного учета. Дана характеристика трудовой пенсии на основе установлено- накопительных счетов, профессиональных пенсионных систем. Предусмотрены изменения условий назначения пенсий за выслугу лет и в связи с работой на Крайнем Севере, развитие добровольного пенсионного обеспечения (страхования).

Указанным Постановлением утвержден план подготовки нормативных правовых актов и организационных мероприятий в рамках очередного этапа реформирования пенсионной системы в РФ на 1998- 1999 годы. Однако финансово-экономический кризис, разразившийся в августе 1998 года, и его последствия сделали невозможной реализацию данной Программы и перенесли центр тяжести работы по обеспечению жизнеспособности пенсионной системы в сферу текущей законотворческой деятельности. Необходимые предпосылки для законодательного обеспечения реформы системы пенсионного обеспечения сложились лишь в 2001 году. Основными аргументами для принятия решения о необходимости радикальной реформы пенсионной системы являлись неблагоприятные демографические изменения, ожидавшие нашу страну в сравнительно недалеком будущем, и как следствие этого - финансовая неустойчивость пенсионной системы. По данным Госкомстата Госкомстат - государственный комитет РФ по статистике. РФ, если в 1992 г. соотношение численности занятых в экономике и пенсионеров составляло 2,02% человека, в 1994 году - 1,84, то сегодня на одного пенсионера приходится менее двух работающих - 1,5 (или три работающих на двух пенсионеров). Поскольку в ближайшие годы увеличение темпов рождаемости не прогнозируется, следует ожидать дальнейшего сокращения числа работающих и увеличение числа пенсионеров.

К 2030 году, как ожидается, их число может сравняться, и на одного работающего будет приходиться один пенсионер. В дальнейшем же на одного пенсионера будет меньше одного работающего.

Еще одной альтернативной выхода из создавшегося положения, по мнению экспертов, является полный или частичный переход пенсионной системы Российской Федерации на накопительные принципы. В последние годы в Российской Федерации более чем в три раза был увеличен страховой тариф, отчисляемый с заработной платы, с 12% в 1990 г. до 39,5% в 2000 г., который для предприятий, организаций включал взносы в Пенсионный фонд - 28% , в фонд социального страхования - 5,4% в государственный фонд занятости - 1,5% на обязательное медицинское страхование - 3,6%. Поэтому чрезмерно высокая тарифная ставка отчислений на пенсионное обеспечение была обременительной для предприятий и организаций, не создавала у работающих заинтересованности в уплате пенсионных взносов с полного размера их зарплаты.

Проблемы пенсионного обеспечения в РФ обусловлены также низкими размерами заработной платы у большинства работающих, которая служит базой для начисления единого социального налога (взноса).

В 2000 году 40% работающего населения уплачивали страховые взносы в пенсионную систему с заработной платы, не превышающей 2000 рублей, что давало им в будущем право на пенсию в размере ниже прожиточного минимума пенсионера. У оставшегося части работающих получающих более высокую заработную плату, также не было оснований рассчитывать на более высокую пенсию, поскольку верхний предел заработка, который по действующему до 2002 года законодательству учитывался для расчета пенсии, составлял чуть более 2000 рублей.

Статистика Пенсионного фонда РФ показывает, что в 2000 - 2001 гг. пенсионные взносы платились с 35% фактических доходов населения, остальные 65% оставались вне обложения, были в тени. Поэтому доходы пенсионной системы были ниже, чем могли бы быть.

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что долгосрочной перспективе финансовая ситуация в Российской Федерации не сможет обеспечить стабильность действующей системы пенсионного обеспечения. Расчеты показывают, что в последующий период кризис пенсионной системы, основной на распределительных принципах, вновь начнет обостряться и в дальнейшем неизбежно приведет к неплатежности Пенсионного фонда Российской Федерации.

Первоначальная модель реформирования, о которой докладывал Председатель Правления ПРФ М.Ю.Зурабов на заседании Правительства в октябре 2000 года, состояла в следующем.

Действующую до 2002 года пенсионную систему, когда от заработной платы работающих в Пенсионный фонд отчисляется определенная часть, которая делится на всех пенсионеров примерно поровну, предлагалось не менять совсем. А проблему дефицита средств, который возникнет в 2010 - 2018 годах (когда число уходящих на пенсию заметно превысит число начинающих трудовую деятельность) вследствии демографических рисков, предполагалось решить за счет средств, направляемых в специально созданный для этих целей резервный фонд. Однако при более обстоятельном анализе стало понятно, что «космическим ремонтом» нынешней пенсионной системы не обойтись, если часть денег перечислять в резерв, то меньше останется к выплате нынешним пенсионерам, уровень пенсий которых и так крайне низок.

Была поставлена задача модернизировать действующую пенсионную систему таким образом, чтобы ее результатом стал доходов пенсионной системы, который перекрывал бы объем средств, направляемых на создание резервов под будущие обязательства.

Кроме того, необходимо было заменить старую модель на новую, которая была бы свободна от недостатка старого пенсионного законодательства и позволяла бы создавать социальные гарантии обеспеченной старости для низкооплачиваемых и связь размера пенсии с размером заработной платы для высокооплачиваемых, повышать регулярно пенсию нынешним пенсионерам и эффективно учитывать пенсионные обязательства перед ныне работающими. Поэтому было решено полностью выполнить обязательства перед пенсионерами по старому законодательству, по возможности повысив пенсионные выплаты отдельным их категориям, подготовить новые законы и ввести их в действие с 2002 года.

Решение о начале реализации пенсионной реформы в 2002 году было принято на основании благоприятных демографических условий, сложившихся в данный период и с учетом того, что в ближайшие 5-6 лет на пенсию выйдет относительно небольшое число ныне работающих граждан 1941-1945 годов рождения. А это значит, что доходы пенсионной системы будут возрастать в более значительных объемах, чем ее расходы.

Одним из основных факторов также является экономический подъем, который сегодня переживает Россия, что не посредственно сказывается и на ресурсах пенсионной системы. Начать пенсионную реформу не позднее января 2002 г. потребовала и политическая обстановка. С 2002 г. многие политические силы начали подготовку к выборам в Государственную Думу 2003 года. Было необходимо до избирательной кампании выработать определенные компромиссные решения и принять основополагающие федеральные законы в конце 2001 года.

В связи с вышеперечисленным Пенсионным фондом Российской Федерации совместно с Минэкономразвития России, Минтрудом России и Минфином России была разработана Программа пенсионной реформы в РФ, которая после обсуждения Национальным советом по пенсионной реформе при Президенте РФ, была одобрена Правительством РФ.

Следует отметить, что впервые в нашей стране на столь высоком уровне рассматривались основные направления реформирования пенсионной системы. Национальный совет, утвержденный Указом Президента РФ от 8 февраля 2001 г. № 137, являясь совещательным органом при Президенте РФ, создан для достижения общественного согласия по ключевым вопросам реформирования пенсионной системы.

В настоящее время правовую основу основу новой пенсионной системы составляют следующие Федеральные законы.

  • 1) Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, определяет правовое положение его субъектов - федеральных органов государственной власти, страхователей, страховщиков - и застрахованных лиц, порядок формирования и расходования средств обязательного пенсионного страхования, тарифы страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей пенсии, регламентирует учет средств в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.
  • 2) Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» регулирует условия и нормы предоставления трудовых пенсий в связи с уплатой взносов по обязательному пенсионному страхованию.
  • 3) Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166 - ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в РФ» регулирует условия и нормы предоставления пенсионного обеспечения за счет средств федерального бюджета военнослужащих, федеральным государственным служащим, « чернобыльцам», а также лицам, которые не приобрели права на трудовую пенсию.
  • 4) Федеральный закон от 1.04.96 г. № 27 - ФЗ « Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (в редакции Федерального закона от 25.10.01 г. № 138 - ФЗ), Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. № 198 -ФЗ « О внесение дополнений и изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» устанавливают правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
  • 5)Федеральный закон от 7 мая 1998 года № 75 - ФЗ « О негосударственных пенсионных фондах» в редакции федеральных законов от 12.02.2001 г. № 18 - ФЗ; 21.03.2002 г. № 31 - ФЗ; 10.01.2003 г. № 14 -ФЗ регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных Фондов, осуществление ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию и ликвидации указанных фондов, а также устанавливает основные принципы государственного контроля за их деятельностью.
  • 6) Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111 - ФЗ « Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» устанавливает правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также устанавливает основы государственного регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.
  • 7) Федеральный закон от 31 декабря 2001 г. № 198 - ФЗ « О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах» сохраняет действующую ставку налогообложения для работодателей - 28%. Для лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, таких как индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы законом предусматривается установление фиксированных платежей в зависимости от дохода.

Пенсионная реформа начала развиваться в конце 60-х годов прошлого века. За период становления пенсионной политики было введено более 80 законопроектов по выплатам пенсии. Чтобы понимать суть сегодняшней пенсионной реформы, каждый гражданин должен знать, с чего все начиналось, поэтому сегодня речь пойдет о самых важных исторических моментах реформы пенсионеров СССР.

Когда появилась?

Пенсия в СССР зародилась в 1956 году, а именно 14 июля после подписания соответствующего закона.

В принятом законопроекте были такие важные моменты, как:

  • общие требования пенсионной системы;
  • возрастные критерии и период трудового стажа;
  • порядок выплата пенсии;
  • единый порядок расчета;
  • размер пенсионных отчислений для разных категорий граждан.

Спустя 10 лет после вышеуказанного законопроекта, была разработана новая система пенсионного обеспечения, по итогу которой все пенсионные выплаты осуществлялись за счет государства.

Плюс советской пенсионной системы - все граждане страны получали минимальный уровень пенсии.

Характеристика пенсионной реформы СССР

Выделим основные особенности пенсионной реформы СССР:

  1. Пенсионный возраст не отличается от показателей настоящего времени - 55 и 60 лет (соответственно женщины и мужчины).
  2. Пенсию назначали по следующим категориям:
    • по старости;
    • инвалидности;
    • по потере кормильца;
    • за выслугу лет.
  3. Пенсионные выплаты инвалидам войны или детства выплачивали из союзного бюджета, а военнослужащим - из бюджетных средств Министерства Обороны. В итоге главная проблема пенсионной структуры – несбалансированные расходы и доходы бюджетных средств.
  4. Все граждане пенсионного возраста получали пенсионные выплаты не ниже прожиточного минимума.


  1. С 1964 года разработана система пенсионных выплат для колхозников, в соответствии с которой пенсию назначали из союзного бюджета.
  2. С 1967 года был увеличен размер пенсионных отчислений, но уже в 80-х годах пенсия постепенно уменьшалась, поскольку не было действующего механизма ежегодной индексации.
  3. В 90-е нужно было изменить реформу по ряду причин :
    • активное старение жителей страны;
    • уменьшение численности работающего населения;
    • распространение системы досрочного оформления пенсии;
    • низкий уровень доходов;
    • падение цены на нефть;
    • сокращение объема производства;
    • дефицит бюджета.
  4. С 1987 года были внесены изменения, в соответствии с которыми каждый гражданин мог добровольно пополнять свои пенсионные накопления.
  5. В 1990 году был создан ПФР (Пенсионный фонд) .

Стаж работы

Пенсионные отчисления в СССР назначали при наличии стажа 20 (среди женского населения) и 25 лет (среди мужского).

Однако часть пожилых людей могли оформить пенсию на 5 лет раньше , а именно:

  • шахтеры;
  • сотрудники горячего цеха;
  • работники текстильной промышленности;
  • граждане, проработавшие на Крайнем Севере 15 (женщины) и 20 лет (мужчины);
  • женщины, имеющие 5-х детей, которым уже исполнилось 8 лет - стаж не меньше 20 лет;
  • женщины, воспитывающие инвалидов детства - стаж 20 лет.


Пенсию назначали при соблюдении таких условий, как:

  • достижение соответствующего возраста;
  • общий стаж от 5 лет;
  • стаж перед оформлением пенсионных отчислений - 3 года и выше.

Средние показатели пенсии

Суммарный объем пенсионных выплат в СССР зависел от окладной части и количества проработанных лет.

Пенсионные выплаты сельских жителей были на 15% ниже, нежели размер пенсионных выплат сотрудников города!

Так, средние показатели пенсионных отчислений по городу варьировались от 70-120 рублей в месяц.

Но были и более высокие показатели, например, руководитель крупной организации мог получать 250 рублей в месяц после оформления пенсии.

Граждане, которые не работали официально получали социальные выплаты в размере 35 рублей.

Кроме базового размера пенсионных выплат, граждане могли рассчитывать на надбавки со стороны государства при выполнении следующих условий:

  1. Непрерывный стаж от 15 лет - 10% к пенсии;
  2. Длительный стаж более 30 и 35 лет (женщины и мужчины) - 10%;
  3. Стаж более 25 лет на одном предприятии - 20%.

Сколько была минимальная пенсия?

Минимальные показатели пенсии СССР составляли 35 рублей.

Пенсия в таком объеме выплачивалась следующим категориям пожилых людей:

  • не работающим лицам;
  • не имеющим стаж выше 20 лет;
  • колхозники - большинство жителей сельских поселений продолжали работать при достижении пенсионного возраста, чтобы поучить доплату к пенсии размером 10 рублей за каждый переработанный год. Сумма надбавок могла быть не больше 40 рублей.

В 1986 году минимальный размер подняли до 76 рублей!

По сути, минимальные пенсионные отчисления получала четвертая часть пожилых людей СССР.

Максимальные критерии пенсионных выплат

Максимальные показатели пенсионных выплат составляли 120 рублей .

На данную сумму могли рассчитывать жители города, которые занимались умственным трудом, например, врачи, учителя, инженеры и прочее.

При этом сумма пенсии зависела от суммы ежемесячного оклада. Например, при заработной плате до 50 рублей, гражданин пенсионного возраста мог рассчитывать на пенсионные отчисления в размере 85% от оклада, то есть всего на 40 рублей.

Пенсия народных депутатов

В 1989 году высшим органом власти были назначены народные депутаты, которые проводили съезды для обсуждения государственных вопросов. Последний съезд состоялся 05.09.1991. Именно в этот день было принято решение о самороспуске депутатов.


В настоящий момент большинство народных депутатов вышли на пенсию по старости и в Государственной думе подняли вопрос о повышении пенсионных выплат для данной категории граждан. На сегодняшний день количество «бывших» народных депутатов составляет всего 285 человек.

Министерство труда и социальной защиты предлагает установить размер пенсии 200 000 рублей. Основная причина разработанного законопроекта - ликвидация положения о персональных пенсиях для данной категории граждан, в соответствии с которым народные депутаты и их семьи могли получать достойную пенсию.

К числу народных депутатов хотели добавить категорию граждан, которые выполняли аналогичные функции в союзном парламентарии. Но новый законопроект не вступил в законную силу!

Основные условия для повышения пенсии будут следующими:

  • возраст 65 лет;
  • наличие российского гражданства;
  • депутатская деятельность до 1994 года не меньше 1 года.

В настоящий момент разработанный законопроект не одобрен в Государственной думе. Основная причина отказа - высокий размер бюджетных расходов.

Пенсионные выплаты колхозникам

В настоящий момент есть заблуждение, что в советские времена колхозники не получали пенсионных отчислений.

В действительности, пенсия выплачивалась всем категориям граждан страны, но из разных финансовых источников. Так, колхозники получали пенсию из артелей, которые создавали собственный фонд для осуществления пенсионных выплат.

Созданный фонд должен был оплачивать пенсию в виде денежных выплат, выдачи продуктов питания либо начислялись дополнительные трудодни. Сумму пенсионных выплат устанавливали отдельно для каждого колхозника на общем собрании членов артели или на собрании уполномоченных лиц.

Выделим основные особенности:

  • возраст 60 и 65 лет (соответственно женщины и мужчины);
  • стаж - от 20лет;
  • минимальные показатели пенсии - 12 рублей;
  • максимальные критерии – 102 рубля;
  • размер пенсии рассчитывали из половины оклада за последние 2 года работы либо за любые 5 лет трудовой активности;
  • граждане пенсионного возраста могли при желании продолжать рабочую деятельность;
  • на дополнительные пособия и прибавки имели право:
    • беременные женщины;
    • дамы, ухаживающие за ребенком до 3 лет;
    • лица, имеющие на попечении иждивенцев;
    • инвалиды.

Инвалиды войны могли получать дополнительные выплаты из государственного бюджета!

В 1964 году, когда вступил в силу законопроект о назначении пенсии членам колхоза, выплаты начинают производить из государственного бюджета. Однако колхозы, по своему усмотрению, могли сохранить выплаты пенсии из собственного бюджета.

Закон о пенсии

Основным законопроектом СССР, который регулировал вопросы начисления пенсии, является закон «О государственных пенсиях» от 14.07.1956.

В законе закреплены такие важные моменты, как:

  • максимальный пенсионный возраст;
  • стаж;
  • среднемесячный размер пенсии и прочее.

Многие пункты законопроекта давно устарели, однако разработанная реформа в 1956 году позволила пожилым людям получать достойную пенсию. При этом не учитывалась ежегодная инфляция, ведь цены на товары с каждый годом только росли. Поэтому в реформу постоянно вносились коррективы и даже в настоящий момент органы власти планируют кардинально изменить пенсионную систему, чтобы граждане смогли самостоятельно формировать будущую пенсию.

С какими проблемами рабочего стажа столкнулись пенсионеры после развала СССР, смотрите в этом видео.

Следовательно, каждый гражданин должен понимать процедуру начисления пенсии с самого начала ее образования, чтобы знать, в каком направлении двигается пенсионная политика страны. Как говорил Цицерон «История - свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».

При социализме так принято – единые основания для получения пенсии, единые требования к стажу, единый порядок начисления пенсий. Следует отметить, что в это время была введена минимальная пенсия, по сути дела, социальная, которая устанавливалась при недостаточном трудовом стаже или тем, кто вообще не работал. Кроме того, за дополнительный стаж сверх обязательного полагались различные надбавки:

  • лишние 10 лет стажа, то есть, отработанные 35 лет для мужчин и 30 для женщин, давали прибавку к пенсии в 10%; такая же прибавка начислялась при непрерывном трудовом стаже в 15 лет и более;
  • если человек отработал лишние 10 лет, из них 25 лет на одном месте, то его пенсия увеличивалась на 20%.

В Советском Союзе не приветствовалась частая перемена работы. Считалось, что такой работник, раз он бегает с места на место, либо корыстен, либо безответственен.

Советская пенсионная система, окончательно сформировавшаяся в 1950–1960-х годах, включала две основные компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников . Предоставлялись пенсии по старости (возрасту), инвалидности и потере кормильца.


Некоторые категории занятых имели право на получение пенсии за выслугу лет, которые регулировались отдельными законами. Существовали также республиканские и союзные персональные пенсии, назначавшиеся за особые заслуги.
Формально пенсионное обеспечение в СССР было для работников бесплатным – они из своих доходов ничего в пенсионную систему не платили. Пенсии финансировались из так называемых общественных фондов потребления, складывавшихся из средств государственного бюджета и отчислений предприятий (от 4 до 12% фонда оплаты труда в зависимости от отрасли) .

Пенсия в ссср

Внимание

Время идёт, законы меняются… Сегодня вопрос о повышении возрастной планки для выхода на пенсию стал особенно острой темой для россиян и граждан бывшего Союза Советских Социалистических Республик. Давайте узнаем, какой был пенсионный возраст в республиках бывшего СССР и как он изменится в ближайшие годы уже в ныне действующих, самостоятельных государствах.


Слово «пенсия» в начале своего применения имело значение, близкое к понятию награды, привилегии или знаку расположения монарха. Гай Юлий Цезарь из своих средств платил состарившимся легионерам, Пётр I положил содержание по старости одним только морским офицерам.
В предреволюционной России тоже были пенсии, их платили чиновникам, жандармам, военным и прочим государевым людям. Из рабочих в эту категорию попадали только те, кто трудился на казённых заводах.

Какой был пенсионный возраст для мужчин и женщин в советском союзе?

В 1964 году с принятием нового пенсионного законодательства страна взяла на себя обязательство по выплате пенсий всем гражданам. Сравнение пенсионного обеспечения СССР и РФ Российская пенсионная система продолжает меняться. Так есть несколько новшеств, вступивших в силу с 2015 года. На сегодняшний день существуют три вида пенсий: Внимание, получите бесплатную консультацию юриста по пенсионным вопросам!

  • Москва и область: +7 499 703 14 65
  • Санкт-Петербург и область: +7 812 309 54 03
  • Общероссийский: +7 800 511 81 24

Сегодня возраст выхода на пенсию у мужчин - 60 лет, женщины становятся пенсионерами на пять лет раньше, впрочем, как и в СССР.

Пенсия в России - это страховая часть и накопительная. Средняя величина выплат пенсионерам составляет чуть более 11 тысяч рублей.

Это - 40 процентов от зарплаты. Социальная пенсия – 7500 рублей.

Geolike.ru

Важно

Другим завоеванием трудящихся при социализме считался относительно низкий возраст выхода на пенсию – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Он оставался неизменным с начала 1930-х годов, когда обследования рабочих, выходивших на пенсию по инвалидности в связи с потерей трудоспособности, показали, что к 55 годам большая часть женщин и к 60 годам большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать .


С тех пор структура отраслей, условия и содержание труда изменились, и работники, по данным медицинских обследований, стали терять трудоспособность позже. Но увеличивать возрастную границу было невыгодно: ранний выход на пенсию гарантировал терпимое отношение населения к размеру выплат.

Not found

Однако часть пожилых людей могли оформить пенсию на 5 лет раньше, а именно:

  • шахтеры;
  • сотрудники горячего цеха;
  • работники текстильной промышленности;
  • граждане, проработавшие на Крайнем Севере 15 (женщины) и 20 лет (мужчины);
  • женщины, имеющие 5-х детей, которым уже исполнилось 8 лет - стаж не меньше 20 лет;
  • женщины, воспитывающие инвалидов детства - стаж 20 лет.

Пенсию назначали при соблюдении таких условий, как:

  • достижение соответствующего возраста;
  • общий стаж от 5 лет;
  • стаж перед оформлением пенсионных отчислений - 3 года и выше.

Средние показатели пенсии Суммарный объем пенсионных выплат в СССР зависел от окладной части и количества проработанных лет.

Новости роспенсии

Система пенсионных привилегий в СССР начала формироваться уже в первые годы советской власти. Первый Декрет Совета народных комиссаров «О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед республикой» вышел 16 февраля 1923 года, с поправками и дополнениями в Декрете от 24 апреля того же года.

Независимо от конкретных заслуг перед государством, на всем протяжении советского периода пенсий существовали три категории пенсионных привилегий: пенсионеры союзного, республиканского и местного значения. Традиционно правом на получение персональной пенсии наделялись выдающиеся ученые, заслуженные партийные работники, а также носители почетных званий и наград: Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы (трех степеней).

Размер пенсии союзного значения составлял 250 рублей в месяц.

Какой был размер пенсии в СССР по годам? Узнайте в этой статье. Пенсионный возраст в осколках Советского Союза Россия, уцелевшая часть большой страны и её правопреемница, получила в наследство и пенсионную систему СССР.

Осколки, бывшие союзные республики, уходя в самостоятельность и неизвестность, унесли с собой ту же систему. Но что делать с социалистической системой в условиях резко наступившего капитализма? Разумеется, преобразовывать, создавать заново, поскольку государство сняло с себя обязанность обеспечивать пенсионеров.
22 декабря 1990 года бы учреждён

Пенсионный фонд России (ПФР), автономная внебюджетная система, которая и занялась вопросами обеспечения достойной старости населения. Сама система пенсионного обеспечения РФ претерпела многие изменения, которые в основном были направлены на то, чтобы удешевить содержание собственных нетрудоспособных граждан.

Marina_ogor

Расчет пенсии производился из учета либо средней зарплаты, которую человек получил за год до выхода на заслуженный отдых, либо по его выбору за любую пятилетку из десяти лет непрерывной работы. За дополнительный стаж полагались надбавки: за 35 лет стажа у мужчин, и 30 лет у женщин, а также за труд без перерывов более 15 лет полагалось 10 процентов, за 25-летнюю работу на одном и том же месте при общем трудовом стаже в 35 лет полагались дополнительные 20 процентов. Максимальная пенсия по старости была не более 120 рублей. Особенностью советской системы пенсионных выплат было то, что не было централизованного единого пенсионного фонда.

Предприятия платили страховые взносы в бюджет, из этих средств выплачивались пенсии. Отдельный разговор - пенсия колхозника. За их обеспечение отвечали колхозные артели, которые обладали специальным фондом для таких выплат.

Пенсии в ссср. просто факты

Надбавка эта могла составлять от 10 до 25 %. Средняя пенсия равнялась примерно трем четвертям зарплаты, плюс к этому в Советском Союзе поддерживались дотируемые низкие цены на, если так можно выразиться, «продукты первой необходимости», проезд в городском транспорте, да и та же мебель служила годами. При этом работать разрешалось без всяких ограничений.

В привилегированном положении находились персональные пенсионеры и, как это повелось с давних времен, военные пенсионеры. Персональные пенсионеры, появившиеся в 1923 году, отличались от «обычных» не суммой положенных выплат, а скорее соцпакетом.

Их пенсии назначались лично секретариатами ЦК КПСС, ЦК компартий союзных республик или обкомов партии. При Брежневе для высшего руководства были созданы особые условия: они вообще могли не уходить на пенсию до самой смерти.
Они менялись гораздо чаще, чем происходило реальное повышение пенсий в стране. Также не был прописан регламент изменения ставок минимальной и максимальной пенсий в зависимости от роста зарплат.

Проблемы пенсионного обеспечения в стране резко обострились в конце 80-х годов. На тот момент сложился целый комплекс причин, почему это происходило.

Финансовое состояние пенсионной системы СССР полностью зависело от динамики наполнения госбюджета. В свою очередь, бюджет страны практически полностью зависел от динамики мировых цен на нефть.

В середине 1980-х годов падение цен на энергоносители привело советскую экономику в состояние коллапса: отток валютной выручки резко снизил общий уровень национальных доходов, затем последовало лавинообразное падение объемов производства. Уже в конце 80-х годов уровень дефицита госбюджета вырос до 10% ВВП.

Пенсионные выплаты сельских жителей были на 15% ниже, нежели размер пенсионных выплат сотрудников города! Так, средние показатели пенсионных отчислений по городу варьировались от 70-120 рублей в месяц. Но были и более высокие показатели, например, руководитель крупной организации мог получать 250 рублей в месяц после оформления пенсии.

Граждане, которые не работали официально получали социальные выплаты в размере 35 рублей. Кроме базового размера пенсионных выплат, граждане могли рассчитывать на надбавки со стороны государства при выполнении следующих условий:

  1. Непрерывный стаж от 15 лет - 10% к пенсии;
  2. Длительный стаж более 30 и 35 лет (женщины и мужчины) - 10%;
  3. Стаж более 25 лет на одном предприятии - 20%.

Сколько была минимальная пенсия? Минимальные показатели пенсии СССР составляли 35 рублей.